Posted 4 июня 2013,, 20:00

Published 4 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Цвета питерской «Радуги»

Цвета питерской «Радуги»

4 июня 2013, 20:00
В конце мая в 14-й раз прошел фестиваль «Радуга», задуманный когда-то питерским ТЮЗом имени Брянцева как форум детских и молодежных театров. Сегодня фестиваль постепенно вышел за формальные рамки – экспертный совет стал больше внимания уделять тому, какой интерес представляет спектакль, и меньше – тому, какой театр его

Кардинальные перемены в идеологии фестиваля (как и самого питерского ТЮЗа) начались с приходом в театр нового руководителя художественных проектов Адольфа Шапиро. Режиссер старшего поколения, в своем творчестве – приверженец достаточно традиционных художественных приемов, Шапиро сфокусировал внимание фестиваля на языке молодого театра, наиболее понятном целевой аудитории ТЮЗа. И рискнул предоставить сцену вверенного ему театра молодым и рьяным режиссерам Дрейдену и Волкострелову, чьи постановки «Танец Дели» и «Ленька Пантелеев» вошли и в программу «Радуги».

Традиционно проводивший драматургическую лабораторию, на которой читали свои новые пьесы современные драматурги, в этот раз фестиваль впервые представил такую широкую палитру сценических воплощений новой драматургии. Кроме упомянутых спектаклей самого ТЮЗа, питерской публике показали «Ручейник, или Куда делся Андрей?» по пьесе Вячеслава Дурненкова новосибирского театра «Старый дом» в постановке молодого лауреата нескольких фестивалей Семена Александровского и совсем свежий продукт «Мастерской на Беговой» «Маскарад, маскарад» Михаила Угарова.

Кроме российской новой драмы на фестивале показали спектакль по пьесе остро востребованного на российской сцене белорусского драматурга Павла Пряжко «Жизнь удалась» в постановке Студенческого театра Тарту, две пьесы лидера современной польской драматургии Дороты Масловской – «Двое бедных румын, говорящих по-польски» в версии питерского «On.teatr», а также «У нас все хорошо» в постановке одной из знаковых фигур в польском театре, обладателя Nestroy-Preis Гжегожа Яжины. Отдав, таким образом, должное основным темам современности – человеческой отчужденности и кризису коммуникаций, «Радуга» не отказалась от классических сюжетов – современное прочтение пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», инкрустированное цитатами из Лермонтова и Бомарше, представил режиссер-дебютант Антон Маликов силами двух фаворитов питерской публики – Алексея Девотченко и Петра Семака.

«Под занавес» на фестиваль приехал Вильнюсский государственный Малый театр с блистательным спектаклем Римаса Туминаса «Три сестры», ничуть не постаревшим за 6 лет, прошедших после премьеры.

Питерским актерам программа «Радуги» предложила мастер-классы греческого режиссера, создателя труппы «Акторионес» Василиса Лагоса и создателя высшей актерской школы АКТ-ZENT в Берлине Юрия Альшица. Но, пожалуй, самым впечатляющим событием фестиваля и открытием для большинства стал спектакль «Бастард» нидерландского танцора-кукольника Дуды Пайвы. Оригинальная интерпретация романа Бориса Виана «Сердцедер», синтезирующая жест, голос, танец, анимацию, сплетающая в единую субстанцию человека и куклу, гуттаперчевость и подвижность которых оставляет зрителя в недоумении по поводу лидирующей силы в этих неожиданных дуэтах, трио и даже квартетах. Знаменитый танцор-кукольник с недавних пор бывает и в Москве, и в Петербурге – и со спектаклями, и с мастер-классами. Но возможность познакомиться с отсутствующим в российской национальной культуре жанром пока была не у многих.

"