Posted 4 июня 2012,, 20:00

Published 4 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:43

Updated 8 марта, 05:43

Кубики Брубека

Кубики Брубека

4 июня 2012, 20:00
В конце 1990-х годов невозможно было поверить, что музыкальное мероприятие со словом «джаз» в названии соберет хоть кого-нибудь, кроме ностальгирующих пенсионеров. «Усадьбе. Джаз» в следующем году десять лет, и все это время фестиваль собирает все больше и больше народу, представляя публике и настоящих американских джа

В этом году выходные выдались так себе, так что многие побоялись ехать. Да, было прохладно, и дождь капал, но дело всегда в настроении. На великолепной фанк-звезде Анжелик Киджо, закрывшей второй день в «Партере», народ плясал так, как будто жара на дворе. Разве что не раздевались. Такими же горячительными предсказуемо оказались Red Elvises со своим постмодернистским набором плясовых.

Несмотря на пестроту и стилистическую чересполосицу, на фестивале выдерживается определенная джазовая линия. Первое: площадка Jazz-Club. Там – все, кто играет импровизационную музыку и пока не является такой уж большой звездой. То есть не Бутман и не Алексей Козлов. А, например, певица Полина Зизак (с которой играл ее отец, бутмановский барабанщик Эдуард Зизак и великолепный пианист Иван Фармаковский), саксофонист Дмитрий Мосьпан, афро-битовый Safety Magis или мини-оркестр «Первое солнце» с эклектичным набором инструментов и, следовательно, саундом.

Главная площадка для импровизационной музыки – «Аристократ». В прошлом году здесь был Джон Скофилд, в позапрошлом – Бренфорд Марсалис. Такой вот уровень!

В этом году героем первого дня был безусловно пианист Ярон Эрман. Молодая звезда, мастер и виртуоз с трио. Их уже привозили на Le Jazz. Тогда он был никому не известен здесь у нас, но сорвал безумные овации (некоторые ушли с первого отделения, чтобы не смазывать столь яркое впечатление), так что второй визит музыканта должен был быть лишь делом времени. Эрман был невероятно хорош – утонченный, умный, с динамикой, драйвом… Просто Дейв Брубек наших дней!

Универсал Ришар Бона, басист и вокалист уже хорошо известный у нас, представил проект с кубинскими музыкантами. Собственно, «кубу» они и играли. Некий Максим Любарский, пианист, выступил с певицей по имени Габриэла Гудмен, безупречным московским контрабасистом Антоном Ревнюком (здесь играл на пятиструнном басу) и – вот это был полный сюрприз – очень известным и крайне востребованным американским барабанщиком И Джеем Стриклендом.

Гвоздь программы, искупивший все дожди, ветра и пробки, – Кенни Гарретт (на фото). Афроамериканский мужчина, был облачен примерно как на фотографиях в буклете американского CD Simply Said: строгий костюм, неизменная шапочка а-ля тюбетейка, тоже не пестрая. Мог бы и в халате африканском выйти, теоретически. Впервые на моей памяти у него в группе был перкуссионист – с бонгами, коу-беллом и всякими, как говорят музыковеды, «идиофонами». Если кто-то думает, что это просто один из последних великих орлов гнезда Майлза Дэвиса, живая традиция, то он глубоко заблуждается. Его выступление – это настоящий шок! С первой секунды сэта и почти два часа Кенни и его музыканты выделывались, как могли, не сбавляя темпа ни на секунду, показывая все, на что способны. Как будто сами себе что-то доказывали. Гарретт пару раз сменил альт на сопрано, на котором его слушать – отдельное удовольствие. Судя по живой реакции и радостным воплям публики, в которой были и ребята из «Бумбокса», и г-н Стрикленд, оценили все это на «пять».

"