Рус
Eng
Найдено уникальное изображение «Ворот ГУЛАГа»

Найдено уникальное изображение «Ворот ГУЛАГа»

5 апреля 2019, 17:23Культура
В Музее Русского Реалистического Искусства на выставке «Пора разобраться» показали редкую картину классика русской живописи - художника Александра Лабаса. 

Работа написана в начале 30-х годов двадцатого века, но лишь спустя почти 90 лет, после ее создания, искусствоведы установили, что здание изображенное на картине - знаменитые ворота в Соловки (Попов Остров).

Место, изображенное на картине, одно из зданий Кемьского портового комплекса (части СЛОНа), который формально находился на территории Карельской республики. Но является воротами в Соловки.

Через «Кемперпункт» прошли тысячи людей, среди них - Александр Солженицын, Павел Флоренский, Дмитрий Лихачев…

В 30-е годы, после серии побегов и публикаций на Западе, воспоминаний каторжан, Советская власть предприняла попытку рассказать о Соловках, Беломорканале как о великой стройке - языком художников и писателей.

17 августа 1933 года в плавание по каналу отправился пароход, на котором находились 120 советских писателей и деятелей культуры. Среди участников были Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Борис Пильняк, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Мариэтта Шагинян, Вера Инбер, Илья Ильф, Евгений Петров и другие

Одним из трех штатным фотографом канала и СЛОНа был назначен Александр Родченко. Он был единственным гражданским фотографом этой стройки и отвечал за художественное оформление мероприятий, связанных с открытием канала (книги, выставки и так далее). Родченко сделал более 3000 фотографий этих мест (авторизовано не более 30).

Известна фотография Лесопильного завода на Попов острове, сделанная предположительно Родченко в 30-х годах.

Сравнивая фотографии этого места с работой Лабаса, искусствоведы обнаружили явное сходство. Сведениями о посещении Лабасом Соловков, Фонд и наследники не располагают. Как говорят искусствоведы, «сравнение фотоматериалов и работы говорит о том, что Лабас мог воспользоваться фотоматериалами Родченко для создания своего шедевра. Вместе с тем уже в конце тридцатых годов Лабас убирает в творческий архив данную работу, снимает ее с подрамника и она хранится долгие годы в мастерской художника, а позже у его наследницы Ольги Лабас.

После определения здания, изображенного художником, стала ясна причина этого поступка. Иллюзии о «Рассвете на лесозаводе» , которые могли быть у художника в начале 30-х, через пару лет обернулись мрачной реальностью расстрелов и пыток. В 1933 году Лабаса обвиняют в формализме, он больше не руководит группой самых талантливых художников своего времени (ОСТ), в которую входили Пименов, Дейнека, Кукрыниксы и другие. В 1937 году брата Лабаса расстреляют, гонения на «формализм» достигнут апогея. Лабас продолжит творить, но признание к классику бурлящих двадцатых вернется только в 60-х. Сегодня работы Лабаса представляют нашу страну и ее искусство, висят в постоянной экспозиции ведущих музеев России, в музеях МОМА и Гетти (США) его произведения продаются за сотни тысяч долларов на главных аукционах мира.

"Ворота ГУЛАГа"- очень редкое и трагическое изображение важной части судьбы нашей страны, чудом сохранившееся до наших дней. Написанная в переломные годы судьбы художника она была частью наследия, которое не экспонировалось, но и не уничтожалось художником, несмотря на значительный риск, а хранилась как память о романтизме, закончившихся в конце тридцатых годов. По сути, это единственное известное нам изображение тех страшных мест, исполненное великим художником того времени.

Как рассказал посетивший выставку художник Таир Салахов, Лабас превратил законы природы в чувства. Можно любить теоретически, а Лабас любил по сердцу и от души. Этот абсолютно честный художник - который стал классиком для всех эпох.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter