Posted 4 апреля 2016,, 21:00

Published 4 апреля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:03

Updated 8 марта, 03:03

Кризис сострадания

Кризис сострадания

4 апреля 2016, 21:00
«Сострадание выветривается сегодня из душ с непредсказуемой быстротой… А жестокость в жизни только множится. И общественное сознание уже как-то по касательной воспринимает трагедии жертв. Действует, что ли, закон больших чисел? Есть еще такое объяснение: само наше общество (в целом!) осознает себя потерпевшим и просто

Вскоре Лидия Графова, продолжая работать в «Литературной газете», занялась общественной деятельностью. Вместе со Светланой Ганнушкиной и Вячеславом Игруновым стала соучредителем «Гражданского содействия» (первой в СССР неправительственной организации, помогающей беженцам).

Позднее – в 1996 году – комитет «Гражданское содействие» стал соучредителем массового Общественного движения содействия мигрантам и их объединению «Форум переселенческих организаций», который в апреле отмечает свое 20-летие. Все эти 20 лет Лидия Графова – бессменный председатель исполкома «Форума». Она не только замечательный журналист, но и компетентный эксперт, опытный практик, знаток «мигрантского труда». Эти качества помогают ей пробивать некоторые, казалось бы, монолитные стены, они же делают ее новую книгу «Разнесенные ветром» (Москва, 2016) сильнейшей хроникой-свидетельством.

В книге отразились ужас, отчаяние, унижения и страдания, пережитые миилионами «вынужденных переселенцев» поры распада СССР. Лидия Графова все эти годы неустанно брала интервью, писала очерки, заметки, статьи, одержимая прежде всего стремлением помочь конкретному человеку, конкретной семье или маленькой переселенческой ячейке, на свой страх и риск начинающей жизнь с нуля в каком-нибудь забытом Богом углу Нечерноземья…

Ее героев, возвратившихся на родину, встречали немилосердно, обрекали на нищенское существование, пугали депортацией, а иногда и тюрьмой, штрафовали невесть за что, они безнадежно вязли в бюрократической паутине. У кооперативов беженцев то отнимали землю, то выводили из строя технику, то поджигали поле накануне сбора урожая; страх преследовал их постоянно.

Достоверность – одно из важнейших достоинств книги. Здесь нет ни одного вымышленного персонажа, за каждым аргументом – факты и документы, за каждым выводом – десятки и сотни типовых случаев. Из публикаций разных лет, сопровождаемых короткими пояснениями, сложилась объемная и многофигурная картина. Она пронизана лучами света – примерами человеческой отзывчивости, солидарности, стойкости и оптимизма. Не могут не тронуть читателя рассказы о подвижниках, добровольно посвятивших себя помощи переселенцам и вложивших в это дело все свои знания, силы и способности, – Галине Котляр, Галине Рагозиной, Людмиле Бабушкиной, Виталии Катрецком, Георгии Рафаилове, Геннадии Фокине, Юносе Камалутдинове (к сожалению, пятерых последних уже нет в живых). Незабываемы и портреты подлинных самородков – лидеров переселенческих сообществ: в их ряду – Наталья Тагильцева, Олимпиада Игнатенко, Галина Белгородская, Гавхар Джураева и другие. И все-таки предстающая перед нами картина – горькая, мрачная по общему колориту. Потому что удачно сложившиеся судьбы мигрантов, увы, редки, а более характерен вариант изнурительной борьбы с чиновничьим беспределом, потери социального статуса, тягостного ощущения своей ненужности собственной стране.

У разновидностей человеческой беды не существует иерархии. И все-таки книга Лидии Графовой убеждает в беспрецедентности масштабов такого явления, как вынужденная миграция в постсоветской России, а также в том, что по своим социальным и моральным последствиям эта экзогенная (вызванная сугубо внешними шоками, причем не стихийными, а вполне рукотворными) катастрофа коснулась всех нас без исключения.

По этой книге можно проследить печальную и позорную траекторию «коллективного сознательного» – от массового желания принять всех бывших соотечественников и оказать им поддержку (такая установка не раз декларировалась и первыми лицами государства) до столь же массового восприятия мигрантов как людей второго сорта, распространения отчужденности и подозрительности по отношению к ним, наконец – до открытой ксенофобии ( это «другие русские»).

Тревожное предчувствие Лидии Графовой за четверть века сбылось – наше общество сегодня лишено нормальных реакций солидарности, апатично, агрессивно и от нелюбви к «чужим» ничуть не делается счастливей.

За публикациями разных лет отчетливо видно, как постепенно менялось отношение не только к беженцам и переселенцам, но и к Западу в целом, и к правозащитникам, в которых стали усматривать «иностранных агентов» и чуть ли не вредителей и предателей.

Нынешнее состояние российского социума возникло отнюдь не одномоментно. Рано или поздно кому-то придется изучать произошедшие метаморфозы «на клеточном уровне», в их динамике, в сложной совокупности фактов и событий. Книга «Разнесенные ветром» Лидии Графовой представляет собой бесценный материал для такого исследования.

"