Рус
Eng
Марк Розовский отметил 75-летний юбилей

Марк Розовский отметил 75-летний юбилей

5 апреля, 00:00
Культура
ИРИНА АНИСИМОВА
Марк Розовский отметил 75-летний юбилей

Праздничный вечер в честь Марка Розовского прошел на Новой сцене театра «У Никитских ворот», долгожданное открытие которой после 12-летней стройки и переписки с чиновниками состоялось в начале этого года. Сбылась мечта Марка Григорьевича – его «нанотеатрик» (определение самого маэстро) обрел настоящий дом, где теперь можно будет вытянуться во весь рост и воплотить театральные замыслы и идеи, которые на прежней Малой сцене были невозможны.

В этот вечер поздравить юбиляра пришли известные актеры, коллеги и друзья. Розовский в свою очередь подготовил поэтическо-музыкальную программу «Моцарт и Сальери», в основе которой одноименная трагедия Пушкина и стихи Пастернака, Ахматовой, Мандельштама и Левитанского. Марк Григорьевич начал с программного «Быть знаменитым некрасиво», где звучат важные для него слова: «Цель творчества – самоотдача». Марк Розовский все делает с самоотдачей и с пастернаковским «навзрыд»: так он пишет пьесы, стихи, книги и музыку, ставит спектакли, даже в общении он никого не обойдет улыбкой и захватит в свой фантастический творчески неутомимый мир. В смысле разносторонности увлечений и интересов о нем можно говорить как о человеке эпохи Возрождения. Кажется, для Розовского нет ничего непосильного. Поэтому образ Моцарта с его гениальной легкостью, олицетворяющий на вечере саму стихию музыки, для него так близок. Именно постановка «Амадея» в ефремовском МХАТе с Олегом Табаковым в роли Сальери, которая вот уже почти тридцать лет не сходит с мхатовских подмостков, принесла Розовскому возможность ставить спектакли в любом театре России. Однако он никуда не пошел, а с нуля из любителей организовал театральную студию «У Никитских ворот», которая потом и стала основой театра. Причем принцип студийности для Розовского является основополагающим и по сей день. В следующем году театр «У Никитских ворот» готовится отметить свое 30-летие.

Марк Розовский с партитурой вечера в руках читал монологи за Моцарта и за Сальери, выпуская из рук страницы с уже исполненными эпизодами, а после него на сцену выходили юные музыканты – стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Казалось, виновник торжества все время хотел держаться в тени, уступая место юным пианистам, скрипачам, арфистам и настойчиво вызывая их на многочисленные поклоны. А умиленные зрители радостно поддерживали маленьких музыкантов, старательно выводящих ноты и наивно ведущих разговор с музыкой.

Свой подарок мастеру подготовили и артисты театра. Во втором отделении они устроили капустник, где показали номер «Процесс» с отсылкой на готовящуюся премьеру спектакля «Pro процесс» по роману Кафки. После чего преподнесли своему капитану штурвал от «непотопляемого корабля» и капитанскую фуражку. Времени, чтобы сушить весла, театр Марка Розовского не знает. Без устали он пускается покорять новые авантюрные моря, а теперь и на новом корабле и с настоящим штурвалом в руках.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter