Posted 4 апреля 2011,, 20:00

Published 4 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Живописная фотография

Живописная фотография

4 апреля 2011, 20:00
В Строгановском дворце открылась выставка «Итальянский пейзаж в фотографиях 1950–2000-х годов». Этой выставкой Русский музей отмечает Год Италии в России. В экспозиции представлено 98 работ известных итальянских фотографов-пейзажистов.

Сегодня, в век цифровой фотографии, ретроспектива творчества итальянских мастеров – замечательная возможность вспомнить, что объектив фотоаппарата не более чем техническое средство и куда важнее тот, кто берет его в руки.

«Все работы для выставки были отобраны итальянской стороной, – рассказала корреспонденту «Новых Известий» куратор Мария Панова. – Гармонично разместить их стоило большого труда, так как все они довольно разные. Экспозиция знакомит российского зрителя с основными этапами развития итальянской пейзажной фотографии, и было важно, чтобы одно изображение не «забивало» другое».

В тематике выставочных фотографий будто бы ничего особенного – стены домов, пляж и мельница, берег моря, лесной пожар… Но каждое изображение – своего рода «вещь в себе», все вместе – немой вызов постиндустриальному обществу, превратившему фотографию в тоскливую «отфотошопленную» жвачку.

Экспозицию открывают работы 2000-х годов, в частности, поражающая глубиной цвета «Мадам Хирш» Бриджит Нидермейр. Крупные и яркие работы срабатывают, как манок, увлекая в глубины пикториализма, неореализма, концептуализма…

«Мы зовемся пикториальными фотографами, – говорил ведущий французский пикториалист Роберт Демаши. – Поэтому нам дорога жизнь. Вот мы и держимся от слова «художник» подальше». Пикториалисты (их еще называли фотоимпрессионистами) подчеркивали в своих работах черты, сближающие фотографию с живописью. В ретроспективе это течение проиллюстрировано, в частности, работами Сильвио Марии Буйатти и Рикардо Перетти Грива. «Тополя» (1948–1950 гг.) Буйатти – фантасмагорическое сплетение света и тени, сна и реальности. Впрочем, главное чудо видится в том, что фотография почти материальна. Кажется, всего несколько шагов, и над твоей головой затянутое облаками небо…

Работу Джанни Боргезана «Бродяга» (1954 г.) легко спутать с кадром из фильмов Роберто Росселини или раннего Лукино Висконти. Высокий, очень сутулый человек понуро бредет по деревенской дороге. Мы видим его со спины, и нет никакой возможности заглянуть ему в лицо, но стоптанные башмаки, мятый подол пальто, напряженность фигуры рисуют в воображении историю целой жизни. Работа Боргезана – пример того, как неореализм (течение в послевоенном итальянском кинематографе) буквально «перепахал» современников. Еще больший простор для фантазии предоставляет снимок Тони дель Тина «Без названия» (1954 г.) – силуэт, похожий на водонапорную башню, жалкая пожухлая трава, узкая полоска воды и – влюбленная пара, как-то нарочито небрежно вписанная в непоэтичное пространство. И вновь естественность, простота, отсутствие малейшей постановочности.

Человеческие фигуры, силуэты, а то и вовсе полумистические образы, как в работе Джованни Цилиани «Ветер» (1997 г.), присутствуют во многих работах. И эта наполненность реальными персонажами пространства природы и камня вносит в ретроспективу какой-то дополнительный, почти философский смысл. Одним словом, «нам дорога жизнь».

"