Posted 4 марта 2014,, 20:00

Published 4 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:40

Updated 8 марта, 04:40

Империю спасет музыка

Империю спасет музыка

4 марта 2014, 20:00
Выставка «Древний Китай: ритуал и музыка» представляет 100 ценнейших экспонатов из Музея провинции Хубей. Начиная с середины прошлого века в этой провинции ведутся беспрерывные раскопки поселений и захоронений династий Шан и Чжоу. Самым древним находкам более двух с половиной тысяч лет. Но главное, что впечатляет во вс

Перед открытием выставки культурные представители Китая долго и подробно описывали, сколь дружеские чувства испытывает председатель КНР Си Цзиньпин к России и конкретно к Владимиру Путину. Мало того что первый его визит после избрания в 2013-м был в РФ, он в обязательном порядке посетил Олимпиаду и вот теперь всячески содействовал музейному обмену. Иными словами, выставку в ГМИИ можно считать дипломатическим подарком. И, как водится в таких случаях, на шедевры не поскупились. Для Китая хубейская коллекция – такой же экспортный раритет (наряду со знаменитой «терракотовой армией»), как для нас яйца Фаберже или русский авангард.

Понятно, что сторонним зрителям быт и культ в государствах на Севере и Юге Китая (а это, как водится, были соперники) времен Бронзового века могут показаться далекими и мало интересными. Однако в ГМИИ эти осколки великих держав на берегах реки Янцзы поданы эффектно и доступно. Они вполне тянут на музейный бестселлер. Здесь сразу ощущаешь немыслимый уровень цивилизованности и рафинированности древнекитайской культуры. Бронзовые сосуды самых изобретательных форм – особенно впечатляют, конечно, треножники (больше похожие на наши кофейники) и огромные сложносоставные чаши, которые, при желании, могли использоваться и как термосы (для горячих напитков), и как холодильники. Поражает сочетание ритуальной роскоши (таких скульптурных ручек, масок на туловах или геометрических узоров на всех изделиях надо еще поискать во всем мировом искусстве) и практичности: крышка какого-нибудь сосуда одновременно служит блюдом или чашкой. Но больше всего потрясают, конечно, музыкальные инструменты, тоннами захороненные в именитых гробницах.

Зачем правителю царства Цзэн понадобились в загробном мире 64 колокола разной величины, европейцу не так просто понять. Точно так же непонятно присутствие в его могиле огромного литофона – стойки с прикрепленными к ней каменными плитами (эдакий подвесной ксилофон). Оказывается, что все эти предметы – такой же символ власти, как, например, у нас корона или скипетр. Они не только сопровождали ритуалы жертвоприношения, но и устанавливали порядок в государстве. По принципу: создай гармонию наверху – получишь ее внизу. В чиновничьем аппарате эпохи Чжоу была даже должность «великого министра музыки». Согласно древним трактатам, песнопения, исполнявшиеся под барабаны, литофоны и колокола, правильно организовывали народные массы (этим массам полагалось хлопать в ритм музыки) и устанавливали «духовное благоденствие».

Надо заметить, что в самой экспозиции тоже царят гармония и порядок. Очень редкий для Пушкинского музея случай, когда аннотации, таблички и прочий сопровождающий материал глубоко и всесторонне освещают предметы (да и сами экспонаты физически освещены отлично). Понятно, что музею еще предстоит решать проблемы мультимедийной репрезентации – мало кто сегодня способен стоять перед огромными полотнами, перечитывая тексты о «бронзовых сосудах эпохи Шан» или «ритуале и музыке в Древнем Китае». Но куда как более важный вопрос – чтобы ГМИИ сохранил статус «окна» в большой мир искусства: не только в отношении дружественного Китая, но еще Европы и Америки.

"