Posted 4 марта 2013,, 20:00
Published 4 марта 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 05:06
Updated 8 марта, 05:06
«Книжная война» вокруг библиотеки Шнеерсона (коллекция религиозных книг, в разные годы и разными путями оказавшаяся на территорию России) протекает в острой стадии как минимум два десятилетия, даже несмотря на то что сам ребе никаких распоряжений насчет своего собрания не оставил. В 1991 году Высший арбитражный суд обязал Библиотеку имени Ленина выдать хасидам фолианты, однако руководство «Ленинки» не согласилось пойти на этот шаг. Позже постановление суда было отменено, и реликвии на более-менее законном основании остались в нашей стране. Очередной виток эта история получила в 2010 году, когда теперь уже вашингтонский федеральный суд вынес постановление вернуть хасидам коллекцию Шнеерсона. Российская сторона опять проигнорировала это решение. В результате в настоящий момент культурный обмен между Россией и США временно приостановлен, поскольку если наши культурные ценности попадут на территорию Америки, то могут быть арестованы там. Кроме того, в середине февраля американский суд «поставил Россию на счетчик», обязав ежедневно выплачивать по 50 тыс. долларов штрафа до тех пор, пока собрание не вернется в США.
По мнению главного раввина России (по версии Конгресса еврейских религиозных общин и организаций) Адольфа Шаевича, библиотеку Шнеерсона можно было вернуть, пока не поднялся шум: «Долгое время никакого интереса к ней не было, она просто лежала в запасниках. И тогда ее можно было передать хасидам в Америку. Если книги ценны для них, это наследие их учителя, так почему бы нет?» Однако сейчас, как отметил г-н Шаевич в беседе с корреспондентом «Новых Известий», «когда вопрос сделали политическим, когда к делу подключились активисты со всех сторон, я не думаю, что еще осталась возможность решить все так просто, как раньше».
Большинство экспертов сходятся во мнении, что ситуация вокруг библиотеки Шнеерсона является исключительно вопросом противостояния России и Америки, а культурное наследие служит своего рода заложником. «Вообще, искусство – один из самых, скажем так, имиджеемких активов, – сказал «НИ» заместитель директора Третьяковской галереи Андрей Воробьев. – Когда в разрешении какого-то международного спора пытаются арестовать имущество в виде кораблей или недвижимости, это никогда не произведет такого впечатления и не привлечет внимания к событию, как если существует угроза ареста предметов искусства, да еще из государственных собраний. Это сразу повышает статус скандала». По мнению г-на Воробьева, в подобных ситуациях решить вопрос о возвращении культурных ценностей на добровольной основе практически невозможно, «это всегда будет козырем во внешнеполитической борьбе».
Так, во время первых выборов Тони Блэра на пост премьер-министра Великобритании активно обсуждался вопрос возвращения Греции античных мраморов – скульптур Парфенона, в свое время незаконно вывезенных лордом Элджином, что добавило кандидату очков в предвыборной гонке. Когда Блэр уже занял кресло премьер-министра, греки, естественно, вернулись к этой теме. Однако новоявленный парламентарий сказал, что проконсультировался с директором Британского музея и тот ответил, что скульптуры совершенно невозможно отдать обратно, поскольку Британский музей – один из главных мировых музеев, который в год посещают несколько миллионов человек. Таким образом, эти произведения становятся доступными всему миру, чего не скажешь даже о греческом Парфеноне…
Вообще вопрос реституции культурных ценностей больной для музейщиков всего мира. По сути, если сейчас начать всерьез рассматривать тему возврата ценностей, вывезенных, например, трофейными бригадами во время Второй мировой войны или во время походов Наполеона, а затем разошедшихся по крупнейшим музеям мира, может начаться процесс глобального передела художественных коллекций. Что, понятно, не выгодно никому. К слову, до сих пор не решен вопрос возврата золота Шлимана (клад Приама), вывезенного в 1945 году в СССР из Германии. Интересно, что сам факт нахождения «трофея» из Берлина на российской территории скрывался полвека: только в 1996 году часть клада Приама была выставлена в ГМИИ имени Пушкина. По мнению специалистов, решение о возврате золота Шлимана может быть принято исключительно на государственном уровне и ни на каком другом.
Как пояснил «НИ» Андрей Воробьев, во всем мире в течение столетий сложился некий статус-кво в отношении обладания произведениями искусства: «Мы знаем эти давние споры между Грецией и Великобританией, между целым рядом африканских стран и Германией и Англией, историю взаимоотношений вокруг скульптуры Нефертити и так далее. Но все-таки говорить о том, что сегодня возможны какие-то глобальные переделы культурных ценностей, нельзя. Однако обращаться к этому «рычагу» будут всегда, поскольку всегда будут существовать амбиции, какой-то сиюминутный политический интерес и желание использовать культурные ценности в политических играх».
Писатель Виктор Ерофеев сказал «НИ», что «искусство всегда становится заложником низких истин – цензуры, государственных свар». По его мнению, Россия поступила благородно, вернув Германии вывезенную в 1945 году советскими войсками в качестве трофеев значительную часть собрания Дрезденской галереи. Однако, как отметил г-н Ерофеев, к каждому подобному случаю необходим индивидуальный подход: «Здесь не надо ничего драматизировать. Единственное: из-за искусства не стоит стрелять друг в друга, надо искать компромиссы».
И действительно, за последние два года представители России и Америки делали попытки прийти к компромиссу и все-таки возобновить культурный обмен между двумя странами. В частности, решить этот вопрос в конце минувшего года пытались во время переговоров Сергей Лавров и Хиллари Клинтон. Однако, в частности, принятие «закона Магнитского» и последовавший ответ российской стороны сделали эти переговоры неактуальными. Хотя, по мнению экспертов, культурный обмен на фоне противоречий в других сферах взаимоотношений России и США мог бы стать значимым фактом того, что мы все-таки готовы к диалогу.
ШВЕДЫ НЕОХОТНО РАССТАЮТСЯ С «ЧУЖИМИ» КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
УКРАИНА СПОРИТ С ПОЛЬШЕЙ ИЗ-ЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
Борух ГОРИН, председатель правления «Еврейского музея и центра толерантности»: