Posted 4 марта 2013,, 20:00

Published 4 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

По мосту в нужную сторону

По мосту в нужную сторону

4 марта 2013, 20:00
На минувшей неделе прошел 18-й Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале. Он получился самым масштабным за всю историю фестиваля и собрал на сотню больше аккредитованных участников, чем предыдущий. Также нынешний фестиваль отметился рекордным числом фильмов в конкурсной программе и множеством внеконкур

Возможно, самым интересным из суздальских нововведений оказался питчинг (конкурс проектов), на котором соревновались не готовые фильмы, а идеи, находящиеся в разработке. На предварительную селекцию прислали 44 проекта, в финал прошли 10, и уже на фестивале их авторы проводили презентацию перед уважаемым жюри, состоящим из видных продюсеров и представителей фонда Кино. Среди «конкурсантов» питчинга тоже было немало видных людей: Вадим Сотсков представлял полнометражный сиквел «Белки и Стрелки», а продюсер «Фиксиков» Георгий Васильев рассказывал про анимационно-музыкальный проект «Мультконцерт».

Еще в процессе подготовки питчинга возникал вопрос, в чем смысл такого мероприятия, если победители не получат никаких призов, а только исключительно признание достоинства их работ. Но на объявлении итогов все недоумения разрешились сами собой: награды нашли своих героев. Например, маленький студенческий проект «Жирная, жирная» заинтересовал Сергея Сельянова, который прилюдно обещал автору Евгении Жирковой «помочь с проектом». А забавная идея для сериала «Принца хочу» привлекла внимание продюсера «Смешариков» Ильи Попова, так что, очевидно, молодые авторы смогут теперь реализовывать свою идею не на коленках, а на одной из самых продвинутых российских мультстудий. Третий финалист – Сергей Гордеев со своим постмодернистским макабрическим мини-сериалом «Там за рекой Стикс» получил предложение о сотрудничестве от студии «Пчела».

Важным начинанием стал и Анимационный форум стран СНГ, Балтии и Грузии, благодаря которому в Суздаль приехали представители бывших советских республик со своими фильмами и рассказами о нынешнем положении дел. С некоторыми из этих стран Россия уже ведет тесное сотрудничество – например, работает с украинскими и белорусскими режиссерами, часто подключает для производства сериалов или полных метров армянские или украинские студии. Но пока подобные кооперации выглядят скорее эпизодами, чем частью стратегии.

Форум, питчинг, конгресс, круглые столы и заседание Ассоциации анимационного кино сделали, конечно, Суздаль еще более привлекательным, так что на смотр в этом году приехали представители не только артхаусной анимации, но и индустриалы, телевизионщики, прокатчики, дистрибьюторы – пожалуй, впервые на фестивале можно было увидеть такое количество людей бизнеса. Это «индустриальное» направление на нынешнем смотре укрепилось и за счет того, что впервые здесь работало специальное жюри коммерческих проектов. Состоящее из прокатчиков, оно должно было оценить именно «зрительский» потенциал сериалов и полнометражных фильмов. Решение, впрочем, у дистрибьюторов получилось честным, но скучным, поскольку свои призы они присудили «Пин-коду» (образовательный сериал «Смешариков») и «Ивану-царевичу и Серому волку». А вот дипломы достались куда менее очевидным конкурсантам – полнометражному мультфильму «Похождения бравого солдата Швейка» и новому проекту Елизаветы Скворцовой, посвященному буквам алфавита («Когда Е была елью»).

Было бы грустно, если бы Суздаль с головой ушел в мир коммерции, однако до этого момента пока далеко. Главным на фестивале по-прежнему остается конкурс авторской анимации, жюри которого должно было оценивать именно художественные достоинства того или иного мультфильма. Гран-при в основном конкурсе достался новому эпизоду из проекта «Гора самоцветов»: «Бессмертный» Михаила Алдашина рассказывает про человека, возжелавшего вечной жизни. Лучшими режиссерами были признаны Иван Максимов (за фильм «Длинный мост в нужную сторону») и Степан Бирюков («Подарки черного ворона» – из проекта «Гора самоцветов»). Специальный приз жюри присудило фильму «Булочка и птичка» Инги Коржневой, рассказывающему волшебную историю про веселого булочника и хитрую воровку. А награду за лучший детский фильм получил «Моя мама – самолет» Юлии Ароновой, созданный на той самой студии «Пчела». Здесь же была сделана и «Снежинка» Натальи Чернышевой, которая получила специальный приз имени Татарского, приз критики и первое место в рейтинге зрительских симпатий.

Осталось добавить, что в 2013 году церемонией закрытия Суздальский фестиваль на самом деле не заканчивается: в самые ближайшие дни начнется операция «Большой Суздаль», в рамках которой жители сотни российских городов смогут увидеть программы, составленные оргкомитетом из лучших фильмов–участников фестиваля.

"