Рус
Eng

«Творчество – это путь вверх по лестнице»

«Творчество – это путь вверх по лестнице»

«Творчество – это путь вверх по лестнице»

5 марта 2012, 00:00
Культура
Мария МИХАЙЛОВА
В день 80-летия художника, 3 марта, состоялось открытие выставки «Тени и отражения», на которой представлены работы Николая Касаткина, созданные им в 2010–2011 годах. На сегодняшний день его картины находятся во многих музейных собраниях: в частности, в ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галерее, Московском музее соврем

«В этом году мы планируем юбилейную ретроспективную выставку Николая Касаткина. А сейчас показываем то, что он создал за последние три года, – рассказал «НИ» куратор выставки искусствовед Сергей Попов. – Именно сейчас художник явно находится на пике своего творчества. В новых работах он фактически соединяет между собой несколько тем, которые раньше в его творчестве были представлены не так явно. Эти темы с зеркалами, отражениями, тенями – одни из важнейших архетипов для классического искусства – раньше, можно сказать, были рассеяны по работам Касаткина, а вот здесь все сконцентрировано. Надо сказать, что сейчас очень мало художников, которые таким образом работали бы и с жанровыми, и с пространственными структурами картины. Работу «Отражение» мы выставляем уже второй раз за полгода – она была одной из ключевых работ на групповой выставке «Обратная перспектива» в рамках 4-й Московской биеннале».

Отличительная черта всех работ Николая Касаткина – свет, который льется из глубины картины и словно озаряет не только изображенное, но и зрителей. А в представленных на этой выставке работах основные темы заявлены в названии экспозиции – это тени и отражения. Безусловно, тема отражений в истории искусств не нова. Со времен Веласкеса известно, что таким образом автор может сообщить зрителю о пространстве, находящемся за пределами картины.

Фото: ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВ

Если вспомнить прежние работы художника и посмотреть на новые, то становится понятно, что для Николая Касаткина является главной и основной темой творчества. Это разговор о жизни и о мире, проявленном иногда в обыденных, но неожиданно увиденных деталях, а иногда в пространственных наслоениях. Секрет его работ в том, что при явной реалистичности художественного языка в его работах в какой-то момент можно одновременно увидеть многослойность мира. И в этом метафизическом многоголосии всегда присутствует гармония. Художнику не хочется ничего упустить, каждая деталь важна: каждый стебель травы, каждый блик на стекле, каждый изгиб ткани. Касаткин действительно видит мир как гармоничный, но не в простоте, а в сложности. И отражения помогают фиксировать эту сложность. А что касается тени, то в этих работах она добавляет еще один аспект – временной. Например, в работе «Вечерние тени» зрители словно следуют за собакой в глубь леса, а края работы чуть расплываются. С одной стороны, это передает особенность зрения: так происходит, когда человек направленно смотрит в глубину, а с другой – это создает ощущение, что, возможно, это происходит не сейчас, что это – воспоминание, ностальгия по тому, что было и прошло.

На вопрос корреспондента «НИ», в чем секрет его творческого долголетия, Николай Касаткин ответил: «Творчество – это путь вверх по лестнице. И это все время требует подпитки и развития. Ты должен двигаться хоть на полшажка, но вперед и вверх. Если ты остановился на том, что уже умеешь и начал это тиражировать, то будут только повторы, а художник должен постоянно быть в движении. Даже если это серия, нужно совершенствоваться – от первого листа к последнему. Конечно, наша работа не без проб и ошибок, но важно, чтобы идеи прибывали. Одна идея должна рождать все новые и новые… И это новое и смутное вдруг в какой-то момент начинает пробиваться и становится генеральной линией. И это счастье…»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter