Posted 4 марта 2011,, 21:00

Published 4 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

Меж «Кандагаром» и «Кочегаром»

Меж «Кандагаром» и «Кочегаром»

4 марта 2011, 21:00
В четверг стали известны номинанты премии «Ника», завершающей подведение кинематографических итогов 2010 года. В результате первичного голосования киноакадемии пятерку лучших фильмов составили «Край» (8 номинаций), «Брестская крепость» (6), «Как я провел этим летом» (5), «Овсянки» (5) и «Кочегар» (3).

Перечисленный ряд замыкают все три фаворита премии кинокритики и кинопрессы «Белый Слон», а от пятерки любимцев «Золотого Орла» ряд «Ники» отличается лишь тем, что вместо героического «Кандагара» Андрея Кавуна стоит созвучный по названию, но противоположный по звучанию «Кочегар» Алексея Балабанова. Это вполне объяснимо, с одной стороны, державным оптимизмом «Орла», а с другой – тем, что у «Ники» имеется «критическое» крыло, поддержавшее питерскую ленту, от которой отчетливо тянет дымком крематория.

Интересно отметить, что «великий фильм о великой войне» – «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова, который будет рассматриваться на «Золотом Орле» лишь в будущем году и соберет, очевидно, не меньше золотых перьев, чем «12», получил на «Нике» всего одну номинацию, ту же, что и на «Слоне»: за мужскую роль второго плана, сыгранную Евгением Мироновым. В этой же категории «Ника» сошлась с «Орлом» по Виктору Сухорукову («Овсянки»), а со «Слоном» – по Евгению Цыганову («Брестская крепость»).

В разряде «Лучшая главная мужская роль» у трех премий всего один общий фаворит: Сергей Пускепалис, сыгравший матерого полярника в фильме «Как я провел этим летом». Кроме того, один общий номинант есть у «Ники» с «Орлом» – Владимир Машков, исполнивший роль не менее матерого машиниста в «Крае», и со «Слоном» – Павел Деревянко в «Брестской крепости».

Среди женских ролей разнобой побольше: во всех трех премиях на лучшую роль второго плана номинирована только Юлия Пересильд («Край»), общий номинант «Ники» и «Слона» – Мария Звонарева («Человек у окна»). По главной женской роли «Ника» со «Слоном» не пересеклась, а с «Орлом» все-таки нашла общую точку – Аньорку Штрехель в «Крае».

Что касается анимации и документалистики, то, поскольку у критиков здесь номинантов нет (есть только призеры), номинанты одной «академической» премии в этих видах кино совсем не пересекаются с номинантами другой. К примеру, на «Нику» номинированы документальные фильмы «Герман и Кармалита» Александра Столярова, «День шахтера» Андрея Грязева и «Мой друг доктор Лиза» Тофика Шахвердиева, тогда как на «Орла» за тот же 2010 год номинировались «Веселый солдат» Андрея Зайцева, «Илья Глазунов» Сергея Мирошниченко и «Священный огонь Химба» Сергея Ястржембского. Названные имена и содержание фильмов говорят сами за себя: Герман на одной стороне, Глазунов – на другой, равно как снятый в российской глубинке невеселый «День шахтера» и привезенный из Африки пафосный «Священный огонь».

В целом номинационные результаты трех премиальных циклов в игровом кино подтверждают очевидное: в те годы, когда на «Золотом Орле» не рассматриваются фильмы студии «ТРИТЭ» и двух главных телеканалов, его результаты не добавляют ничего нового к результатам премии кинокритиков и «Ники». Ведь «Орел» давно воспринимается как верное средство самонаграждения своих организаторов и учредителей.

Откуда, в частности, следует двусмысленное «моделирующее» уравнение, выражающее его парадоксальную зависимость от двух более старших по возрасту премий: «Золотой Орел» = «Ника» – «Белый Слон». В том смысле, что «Орел» предпочитает фильмы, которые «не проходят» через двойной отбор «Ники» и «Слона».

Другое дело, что у «Ники» менее выгодное стратегическое положение – она завершает премиальный год и вынужденно оказывается в фарватере «Золотого Орла», который, будучи к тому же хищным пернатым, изгнал ее из эфира двух главных каналов страны. Между тем ни «Белый Слон», ни «Золотой Орел», в отличие от «Ники», не являются общепрофессиональными кинематографическими премиями: выбор критики слишком специфичен, а «выбор» сформированной Михалковым академии слишком зависим от факторов, не имеющих отношения к искусству кино.

Возможно, что в такой ситуации «Нике» имеет смысл сыграть на опережение «Орла», а то и размежеваться с ним, включив в свой устав пункт, согласно которому можно быть членом только одной «киноакадемии». Многие кинематографисты, вестимо, любят сидеть на двух стульях сразу, но ради чистоты премиального жанра можно и освободить одно из академических кресел. Кроме того, согласитесь, было бы крайне забавно посмотреть на российскую кинематографическую знать XXI века, поставленную перед необходимостью выбора, связанного с именем средневекового французского схоласта Жана Буридана. И вообще, в России, коль скоро она провозгласила себя единой, должна быть единая национальная премия в области кино. Причем, согласно русской литературной традиции («Россия – женская душа»), с победительным женским именем.

"