Posted 4 марта 2005,, 21:00

Published 4 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Огни большого города

Огни большого города

4 марта 2005, 21:00
На фоне российской провинции, которая с наступлением ночи погружается в беспросветный мрак, Москва кажется ярким световым пятном. Сияние создают фары автомобилей, щитовая реклама, вывески клубов и окна палаток. К этому хору совсем недавно присоединилась иллюминация зданий. Световой дизайн – явление для нас новое, но он

Ночью Москва сильно напоминает дикие джунгли. Дневные обитатели забиваются в спальные норы. На охоту выходят криминальные хищники и светские львицы, гуляют туристы и гастарбайтеры, ларечные торговцы и загулявшие офисные сотрудники. Стоит какой-нибудь улице осветить себя поярче, на свет немедленно слетаются ночные прохожие. Впрочем, главное – не переборщить: слишком сильная иллюминация настораживает. Прогуливаться ночью по Красной площади жутковато: прожекторы бьют так, словно ты находишься на допросе в ФСБ. Короче говоря, именно свет создает ночной город, точно так же как архитектура создает город дневной.

Четверть века назад европейские столицы решили урезать бюджетное финансирование городской иллюминации. Немедленно в двойной пропорции возросли расходы на содержание травмопунктов, полицейских патрулей, на 60 % увеличилось количество ДТП и настолько же уменьшился торговый оборот. В Москве все то же самое происходило во времена перестройки: улицы и подъезды с разбитыми лампочками погрузились во мрак, скрывающий дела новорусских банд. Любая эпоха безвременья – это эпоха уличной темноты. Неудивительно, что примерно в середине 1995 года вышли распоряжения мэрии об иллюминации. Накануне празднования 850-летия Москвы городские власти настоятельно рекомендовали принимать строительные объекты лишь с учетом «архитектурного освещения». Тогда же проявилась и основная проблема, которая не решена до сих пор. Вместе с попытками подсветить архитектурные шедевры возникла масса световой рекламы, которая забивает любые попытки планомерного освещения. Взять, например, знаменитый Пашков дом: два рекламных щита, установленных перед ним, забрали на себя весь эффект ночной иллюминации. Тверская улица вечером выглядит как витрина супермаркета.

Дом-«Наутилус» у «Детского мира» мог бы украсить любую столицу.

По мнению специалистов, в российской столице два главных изъяна в освещении. Это использование старого оборудования (галлогеновых желтых ламп), которое и не экономично, и не выразительно. Второй изъян – отсутствие профессионалов-осветителей. К единственной мастерской архитектурного освещения «Моспроект-3» строители обращаются лишь в крайних случаях. Ее глава Николай Щепетков не устает доказывать необходимость «ансамблевого подхода»: «В Париже иногда даже регулируют, какие занавески вешать на окна, выходящие на центральные улицы. В Москве же бороться за единое освещение – это как сражаться с ветряными мельницами». Многие строительные компании отказываются от освещения домов якобы из-за протестов жильцов. Не всякому нравится спать под прожекторами. «Этот вопрос вполне разрешим, – полагает Людмила Зацепина, главный редактор журнала «Иллюминатор», – каждый случай должен рассматриваться особо: можно применять точечное освещение, новые лампы и специально направленный свет».

Помимо светового дизайна в мировой практике возникло еще одно ответвление, связанное с городской иллюминацией, – дизайн ночного ландшафта. Дизайнер ночного ландшафта создает новый ночной город поверх дневного. Во Франции уже есть примеры такой подсветки городов, которая меняет их образ, сглаживает изъяны архитектуры и природы. Именно в освещении специалисты-иллюминаторы видят выход и для Москвы. Строительство однотипных торговых центров можно сгладить их подсветкой. В качестве образца предлагается торговый комплекс в Новогиреево, чей фасад «заиграл» разными красками. Пока же высшим достижением российского света является только что открытая иллюминация Казанского собора в Петербурге. Даже питерские старожилы не могли предположить, что освещенная ночью колоннада может открыть такие скульптурные красоты. В общем, у ревнителей московской архитектуры появился последний шанс: создать световой образ города, который был бы интересней реального.



РЕЙТИНГ МОСКОВСКИХ ЗДАНИЙ

Сталинская высотка на Котельнической набережной.

Эта высотка построена в стиле русского XVII века и ночью похожа на кремовый торт.

Офисное здание рядом со станцией «Новые Черемушки».

Уникальный образец разноцветного оформления разных этажей.

Храм Василия Блаженного.

Подсветка не особо изысканная, зато самая старая в Москве.

Торговый комплекс «Новогиреевский».

Не слишком выразительное здание преображается ночью.

Комплекс «Красные Холмы».

Дом Музыки и прилегающие к нему строения – последнее достижение светодизайна.

"