Posted 4 февраля 2016,, 21:00

Published 4 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:11

Updated 8 марта, 03:11

Девятый вал проблем

Девятый вал проблем

4 февраля 2016, 21:00
Рынок произведений искусства явно перегрелся и сейчас по вполне объективным причинам охлаждается. Последние шесть лет богатые коллекционеры, в основном из Китая и России, задирали на западных аукционах цены до заоблачных высот на все, начиная от ваз династии Мин и заканчивая работами Клода Моне. Сейчас же даже невооруж

Нефть, конечно, косвенно связана с высоким искусством, но снижающиеся уже полтора года цены на «черное золото», резкие колебания на фондовых рынках и углубляющиеся проблемы в экономике Поднебесной начинают сказываться и на рынке прекрасного. Экономические потрясения отпугивают богатых коллекционеров, благодаря которым в последние годы резко выросли цены как на работы мастеров прошлых веков, так и на произведения современных художников.

По данным Wall Street Journal, главный аукционный дом планеты Christie’s продал в прошлом году произведений искусства всего на 7,4 млрд. долларов – т.е. на миллиард меньше, чем годом ранее. У его главного конкурента Sotheby’s объем продаж составил 6,7 млрд. долларов. У Sotheby’s падения не произошло, но не было и роста, что тоже позволяет говорить о надвигающихся проблемах.

На многие вопросы должны дать ответы аукционы произведений современного искусства и работ импрессионистов, которые проводят на этой неделе в Лондоне главные аукционные дома. Говорить об их результатах пока рано, но кое-что бросилось в глаза еще перед их началом.

Например, у обоих аукционов каталоги сейчас оказались значительно тоньше, чем в последние годы. Также впервые за последние годы в каталогах стоят значительно более низкие эстимейты (оценочная стоимость лотов), с которых начинаются торги. Самым дорогим лотом стала картина Пабло Пикассо «Голова женщины», которую организаторы аукциона дома Sotheby’s оценили в 23,4 млн. долларов. Конечно, Пикассо написал сотни картин, и все они разные, но эстимейт «Головы» оказался почти на порядок ниже оценочной стоимости полотна «Женщины Алжира. Версия О», проданного в мае 2015 года на аукционе Christie’s за 179 млн. долларов.

Надежды организаторов на то, что покупатели значительно перекроют эстимейт, не сбылись. Пикассо купили, но цена выросла незначительно – до 27,6 млн., три из которых достанутся организаторам в виде комиссии. Здесь необходимо заметить, что последняя продажа этой картины состоялась в ноябре 2013 года и принесла ее владельцам 39,9 млн. долларов.

Организаторы явно остались недовольны результатами аукциона. Всего они заработали в среду 78,9 млн. фунтов (115 млн. долларов), что почти на 7 млн. фунтов меньше эстимейта. В прошлом году такой же аукцион принес на 54% больше.

«Я на 99% уверен, что мы находимся сейчас в депрессивной фазе пузыря на рынке искусств», – рассказал в интервью Wall Street Journal Роман Крауссль, профессор экономики Люксембургской школы финансов. Крауссль вместе с двумя коллегами в январе этого года опубликовал в Journal of Empirical Finance исследование крупных аукционов за три десятилетия, проанализировав более миллиона лотов. Авторы исследования пришли к выводу, что на рынке произведений искусств могут происходить такие же бурные колебания, как на фондовых рынках. Роман Крауссль с коллегами попытался рассчитать дату следующего спада. Выяснилось, что он уже начался.

Согласно исследованию Citi Private Bank, опубликованному в декабре прошлого года, глобальный рынок произведений искусства рос последние 15 лет в среднем на 13%. Главными ньюсмейкерами на нем были китайские коллекционеры. Они продолжают покупать, конечно, и сейчас, но их активность значительно снизилась. Сейчас китайцы покупают не все подряд и не за любые деньги, а только после долгих раздумий и продолжительных торгов. Неудивительно, что продажи Sotheby’s в Пекине в прошлом году упали по сравнению с 2014 годом на 69%.

Еще сильнее сказались экономические неурядицы на коллекционерах произведений русских художников. Christie’s, Sotheby’s и другие крупные аукционные дома по традиции проводят ежегодно в конце мая – начале июня «русские недели». Уже в прошлом году было заметно снижение на них интереса к русскому искусству как по числу покупателей, так и по количеству непроданных лотов таких живописцев, как Айвазовский, Рерих, Машков, Колесников, Чепищев и другие.

Впрочем, кризис не помешал произойти громкому скандалу на прошлогоднем аукционе Sotheby’s. Лишь после нескольких напоминаний и требований организаторы «русской недели» сняли с продажи полотно Ивана Айвазовского «Вечер в Каире», которое, по официальной версии, было похищено из частной коллекции в Москве в 1997 году.

Не исключено, что еще одной тенденцией этого года будет активизация деятельности аукционных домов в местах, ранее не пользовавшихся популярностью. Коллекционерам придется открывать для себя «белые» пятна – Сингапур, Индию, Африку, Иран, где раньше крупные аукционы проходили крайне редко.

Возможно, аукционные дома несколько сместят акценты в своей деятельности. Эксперт по современному искусству из Sotheby’s Шайенн Уэстфал, например, планирует сосредоточиться на работе с художниками, которых все хорошо знают. «Порой необходимо успокоить рынок», – объяснил Эдмонд Франси, руководитель департамента современного искусства Christie’s.

По-прежнему будут пользоваться популярностью и гарантировать пусть и не рекордные, но все же ­более-менее регулярные продажи представители первой полусотни наиболее известных живописцев, типа Пикассо и Энди Уорхола, цены на работы которых если и будут снижаться, то не так стремительно, как у их менее известных коллег.

Аукционные дома намерены для привлечения покупателей активнее «разбавлять» списки лотов известными фамилиями. Так, Sotheby’s планировал продать работу Анри Матисса «Урок фортепиано» (1923), которая 89 лет хранилась в коллекции в Великобритании. Ее оценили в 17,6 млн. долларов. Однако и за нее удалось выручить меньше, чем ожидалось, – 15,75 млн.