Posted 4 февраля 2010,, 21:00

Published 4 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Бегство из Голливуда

Бегство из Голливуда

4 февраля 2010, 21:00
Голливудским киностудиям от кризиса досталось вдвойне. Снизились не только бюджеты картин, но и резко возросла конкуренция. В целом ряде штатов открылись киностудии, которые привлекают режиссеров благоприятными условиями для съемок, и прежде всего значительными льготами по кредитам, выданным на производство фильмов.

По информации FilmLA, некоммерческой организации, изучающей кинопроцесс в США, количество фильмов, снимаемых в голливудских павильонах и на улицах Лос-Анджелеса, в прошлом году сократилось на треть (31%) по сравнению с 2008 годом. Причем, по мнению экспертов, этот процесс напрямую не связан с финансовым кризисом. Если сравнить объем кинопродукции, снимаемой в Лос-Анджелесе, то за последние десять лет она сократилась вполовину.

Налицо тревожная для калифорнийцев тенденция – голливудские киностудии все чаще предпочитают снимать кино не в родной Калифорнии, а в менее солнечных и гламурных штатах – таких,как Луизиана, Нью-Мексико или Мичиган. Конкуренты отбирают у Голливуда хлеб за счет более выгодных для кинематографистов финансовых условий.

«Если мы не повысим нашу конкурентоспособность, – предупреждает Тодд Линдгрен, пресс-секретарь FilmLA, – то Лос-Анджелес в обозримом будущем лишится своей киноиндустрии».

Известную жительницу Голливуда Дженнифер Энистон сейчас редко увидишь в своем особняке, поскольку большинство ее последних фильмов снимались далеко от Лос-Анджелеса: «Любовный менеджмент» – в Орегоне, «Марли и я» – в Пенсильвании, а «Охотник за головами» – в Нью-Джерси и Нью-Йорке.

Клинт Иствуд снимал свой «Гран Торино» (2008) в Детройте, штат Мичиган, в котором за всю историю кино был снят лишь один фильм – «Восьмая миля». Даже фантастический триллер «Место битвы – Лос-Анджелес», в котором группа морских пехотинцев защищает город от нашествия инопланетян, режиссер Джонатан Либесман снимает в трех тысячах километров от Лос-Анджелеса – в городе Батон-Руж штата Луизиана.

Кинематографисты изменили Голливуду по банальной причине. Снимать кино в Калифорнии по сравнению с другими странами и штатами сейчас невыгодно. Бегство из Голливуда началось около десяти лет назад, когда Канада предложила для продюсеров и кинорежиссеров очень выгодные налоговые льготы. Вскоре примеру Канады последовали и другие страны. Достаточно сказать, что из пяти картин, номинированных на «Оскар» в 2003 году в категории «Лучший фильм», ни одна не была полностью снята в США.

Еще больше положение Голливуда ухудшилось семь лет назад, когда льготы кинематографистам начали предоставлять и американские штаты. К августу 2005 года они имелись в 15 штатах, а к концу 2009 года их число выросло до 40.

Так же стремительно росло и число беглецов из Голливуда. В 2001 году, например, в Калифорнии снимались более 80% всех американских кинофильмов, телепередач и рекламных роликов. В 2009 году на голливудских площадках снимались только пять картин с большим бюджетом. Для сравнения: в 2008 году в Голливуде был снят 21 крупнобюджетный фильм, а в 1996 году – 71.

На втором месте по числу снимаемых фильмов сейчас стоит Нью-Йорк, который давно и безуспешно пытается бороться с Калифорнией. На третье место всего за семь лет вышла Луизиана.

В число тех, кто успешно урывает кусок от кинематографического пирога, попал и штат Нью-Мексико. В этом южном штате за последние шесть лет сняты 90 крупнобюджетных картин и телепроектов, включая «Трансформеров», «В долине Элла», «Терминатора: да придет спаситель» и других.

В самом Нью-Мексико, где так же, как в Калифорнии, светит яркое солнце и благоприятный климат, считают, что экономическая выгода от налоговых льгот для кинематографистов приближается к 1,5 млрд. долларов. В городе Альбукерке построены оснащенные по последнему слову кинотехники павильоны, так что сейчас там можно снимать любое кино, а не только вестерны, как раньше. Кроме 25-процентных налоговых льгот, власти Нью-Мексико предлагают кинематографистам и беспроцентные кредиты до 15 млн. долларов.

Экономисты подсчитали, что каждый «кинодоллар» оборачивается 19 раз в то время, как в других сферах бизнеса – лишь 4. Считается, что каждый вложенный в кино доллар приносит экономике 2,9 доллара отдачи.

Естественно, возникает вопрос: а как же со льготами в главном американском киноштате – Калифорнии, которым последние шесть лет руководит Арнольд Шварценеггер? Нельзя сказать, что губернатор-Терминатор ничего не делает для предотвращения катастрофы, но складывается впечатление, что он бессилен. Главный довод, оправдывавший бездействие калифорнийских законодателей, звучал довольно комично – долгое время штат не хотел удерживать «неверных» кинематографистов. Тем не менее,сенаторы, заседающие в Сакраменто, под давлением Шварценеггера все же приняли закон о налоговых льготах в киноиндустрии, но сделали это лишь год назад.

Причем рассчитывать на помощь могут не все. Главные требования к фильмам: в Калифорнии должно проходить не менее 75% съемочных дней и тратиться не менее 75% бюджета картины. А рассчитывать на налоговые послабления могут лишь те фильмы, бюджеты которых не превышают 75 млн. долларов.

И все же лед тронулся. Голливудские боссы радостно потирают руки, но многие специалисты считают, что меры не только сильно запоздали, но и явно недостаточны и значительно уступают льготам в других штатах.

Например, в Мичигане суммарный вес всех льгот тянет на 42%. Благодаря им и в какой-то мере Клинту Иствуду с его «Гран Торино» киноиндустрия в этом штате совершила впечатляющий рывок – выросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти вдвое: со 125 млн. долларов (35 фильмов) до 233 млн. долларов (50 фильмов). Цифры впечатляют, особенно если учесть, что не так уж и давно – в 2007 году объем мичиганской киноиндустрии составлял всего… 2 млн. долларов. Из последних мичиганских новинок можно вспомнить «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни, «Камень» с Робертом Де Ниро и Эдом Нортоном и «Протест молодости» со Стивом Бушеми и Майклом Сера.

"