Posted 4 февраля 2008,, 21:00

Published 4 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:10

Updated 8 марта, 08:10

Русско-шведская семья

4 февраля 2008, 21:00
В театре «У Никитских ворот» сыграли премьеру пьесы Яна Вальдекранца «Love bombing, или Шведская семья». Шведский актер и драматург Вальдекранц известен в нашей стране своими ролями в постановках Ингмара Бергмана. В семейной истории немолодой пары, выехавшей на отдых в экзотическую страну, весьма ощутимы бергмановские

Пожалуй, наиболее востребованный сейчас род пьес – это пьесы, рассчитанные на двух-трех актеров пожилого возраста. «Love bombing» Яна Вальдекранца – то, что доктор прописал. Недаром автор сам довольно известный шведский актер (московские театралы со стажем, возможно, помнят его Горацио в бергмановской постановке «Гамлета»). И именно того возраста, когда силы и опыт счастливо уравновешивают друг друга, а ролей катастрофически не хватает. К драматургии Ян Вальдекранц обратился четыре года назад. И его пьесы уже идут в театрах Швеции и Германии. Теперь Марк Розовский представил русский вариант «Шведской семьи». Художник Владимир Медвецкий соорудил на сцене антураж среднестатистического гостиничного номера с зелеными растениями, плетеной мебелью и двуспальной кроватью с подушками, на которых нарисованы розовые сердца с надписью «Love».

Марк Розовский тщательно простроил цепочку бытовых привычных действий, которыми ежеминутно заняты герои. Хелена (Галина Борисова) сушит волосы феном, делает педикюр, красит ногти, глаза, занимается разминкой, заваривает себе кофе (запах кофе ощутим в первых рядах). Стефан (Александр Лукаш) колдует над радиоприемником, пьет виски, спит, сладко похрапывая, жует то яблоко, то банан. За окном может с равным успехом быть Испания, Греция, Таиланд, Египет. Пара могла прибыть откуда угодно: из Англии, Германии, Франции, России. Круг тем, интересов, мечтаний и страданий абсолютно универсален.

Вопреки убеждению Толстого, что каждая семья несчастна по-своему, зрители «Love bombing» могут убедиться, что семейные проблемы людей среднего возраста абсолютно одинаковы и в Мальме, и в Москве, и в Берлине. Усталый муж, который больше всего хочет спать и чтобы его оставили в покое. Молодящаяся жена, которая мечтает о романтике и рассуждает о пользе тренажерного зала. Семейные обсуждения знакомых, соседей-постояльцев, гостиничной кухни, необходимости физических упражнений звучат подозрительно знакомо. Так же, как до ужаса знакомы все вздохи о том, как прекрасны путешествия и «ты помнишь, как мы в молодости мечтали о том, как уедем в далекую экзотическую страну». И вот приехали: и что? Куда подевалась романтика?

Как вы понимаете, такие ползучие семейные разборки могут кончиться чем угодно: убийством, суицидом, разводом. Когда в жизни нет никаких проблем, кроме семейных, понятно, что крах неминуем. Богатые, как известно, только и делают, что плачут. Для счастливой семейной жизни необходимы трудности, которые немедленно заставят сплотиться и пересмотреть систему ценностей, что и происходит с героями Вальдекранца.

Мораль спектакля проста и утешительна: богатые глубоко несчастны, а любые трудности укрепляют семейный мир. Согласитесь, что ради этого стоит выдержать вечер в обществе вяловатой и несколько занудной «шведской семьи».

"