Posted 4 октября 2018,, 15:26

Published 4 октября 2018,, 15:26

Modified 7 марта, 16:40

Updated 7 марта, 16:40

Увидели себя в зеркале - и удивились. К 30-летию фильма "Маленькая Вера"

Увидели себя в зеркале - и удивились. К 30-летию фильма "Маленькая Вера"

4 октября 2018, 15:26
Фото: Кадр из фильма "Маленькая Вера"
30 лет назад, в 1988 году на экраны кинотеатров вышел фильм Василия Пичула "Маленькая Вера". Тогда на него ломились зрители: впервые в советском кино был показан половой акт! Но спустя десятилетия становится понятно, что в нём впервые было показано другое - обычная советская жизнь, без особой "чернухи" и без прикрас.

Некоторые критики еще в 1980-е считали, что фильм "чернушный" - мол, в нём показана семья каких-то убогих маргиналов. На самом деле, тогдашний зритель просто не привык, что в кино может быть показана правда - в большинстве советских фильмов и квартиры героев были намного больше, чем у большинства советских людей, и мебелью они были обставлены намного лучше, и фигуры актёров были более спортивными и даже цвет волос... Главных героев фильма "Приключения Электроника", например, перекрашивали в блондинов для большей красоты картинки. А в "Маленькой Вере" жизнь была показана без прикрас. Причем, еще не в самом худшем варианте - ведь если подумать, семья Веры, проживающая в донбасском "моногороде", была по тем временам вполне благополучной!

В ряде публикаций, посвящённых 30-летию фильма, "мелькнула нехитрая мысль: девушка Вера и не могла стать другой, ибо родилась и выросла в неблагополучной семье (варианты: в семье алкоголиков и даже — в маргинальной среде), - пишет на zen.yandex.ru Галина Иванкина. - Опа! Это у Веры-то — неблагополучная? Да у неё самая обычная, средняя, типовая семейка.

У неё чистая, нормально, хотя и не роскошно обставленная квартира. Даже для Москвы, а тут — провинция. Мать постоянно что-то готовит, делает покупки. Да! У Верочки — своя комната, что даже в позднем СССР бывало не у всех, а в педагогической прессе и журнале "Здоровье" писалось, что наличие своего пространства — обязательное условие для детского развития, но, увы — не всем пока даётся.

Родители маленькой Веры — оба трудятся. Да, не академики. И даже не хореографы. Но - не быдло. Он - водитель КАМАЗа, она — диспетчер на производстве. Диспетчер - это сотрудник, который способствует бесперебойной работе предприятия. Это лицо со средним техническим образованием, а глав-диспетчер - всегда с высшим. Старший сын Виктор - врач. Не знаю, как сегодня, но в СССР поступить в медицинский было очень трудно, а учиться там - ещё труднее. А этот - окончил вуз. Работает хирургом. И не в родном городе Жданове, а в Москве. Попробуйте в советские времена, будучи провинциалом, зацепиться за Москву! И не просто хитренько зацепится, но - прилично, по-людски устроиться. Скажете: по сюжету Виктор женат на москвичке, вот и вся разгадка. Но и это тоже говорит явственно: не самый завалящий мальчик. Судя по всему, в школе был круглейшим отличником.

Да. Папа у Веры бухает. Но в те годы пили ...все. В смысле - все слои населения. Понемножку. А уж как закидывались творческие работники и прочие "инженеры человеческих душ"... Даже антиалкогольные меры не очень-то помогали. Кстати, отец у них не запойный, не алкаш. Пьянь обычная. Судя по диалогам, на работе его ценят, он не прогульщик. Он из тех, которые "всё — в дом".

В этом доме больше жуют, чем думают, но это - не маргиналы и не био-мусор. Безусловно, не особо развитые люди, но каким-то образом воспитали Виктора-врача. Да и сама Вера. Не удивлюсь, если в младшей школе училась на пятёрки, а потом - пока не связалась с Чистяковой, слыла хорошисткой. У неё вполне развитая речь, знаний - маловато, но именно тех знаний, которые появляются, благодаря чтению ("Серёжа, а что такое платоническая любофф?"). Да, мама там пошутила: "Ария Бизе из оперы Хозе". То есть она поймала игру слов и смысл-перевёртыш.

Да, кавалеры-то у Верочки - не помойка. Того, который бегает по городу в клетчатых штанах и дерётся на дискачах, она не выбрала. Андрюша-мажор, которого провожали в мореходку, упакован весьма прилично - даже видак имеется. И мама - этакая королева импорта. Супруга загран-плавающего моряка. Спрашивает Веру: "Ну что, вместе корабли встречать будем?" И Вера для неё, хотя и не самый лучший, но и не самый отвратительный вариант невестки.

Не выбрал же Андрюша всё ту же Чистякову. Или студент Серёжа, у которого родители - "в братской Монголии", то есть выездные. Да, ему потом сделалось уныло и с Верой, и особенно с её папашей. Так и спросил: почему они у тебя такие тупые? Они не тупые, а наивные. Можно, конечно, сказать: Верочку избрали за броскую внешность, для быстрого секса. Хм. Оба на ней хотели именно жениться.

Да и Чистякова — не так уж проста, хотя, и дует бражку. Попробуйте сочинять экспромты в рифму... Девочка просто педагогически запущенная, и у неё даже больше шансов, чем у Веры - в плане умственных способностей.

Да и вообще, "Маленькая Вера" - это не о маргиналах, а о типовых. Обо всех и каждом. В этом-то и был глубинный смысл картины, а не в смешноватой "половой сцене", на которою почему-то многие тогда ломились".

Чем же тогда, выходит, "Маленькая Вера" так потрясла советское общество 30 лет назад? Тем, что оно само себя увидело в зеркале и... удивилось в духе "это мы, господи"? Хотя ничего особо страшного-то в том, что мы такие, а не отлакированные и прилизанные, в общем-то нет?

"Фильм и прогремел не только из-за известной сцены с полотенцем, но и потому, что впервые показал быт реальных людей, а не условно-приглаженных интеллигентов и передовиков производства", - соглашается Roman Oliegovitch Ivanoff.

"Родители вполне приличные работяги, - пишет Роман Косинов. - Такие семьи вообще-то надо ставить в пример".

"