Posted 3 октября 2010,, 20:00

Published 3 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:37

Updated 8 марта, 06:37

Швабра в хорошем настроении

Швабра в хорошем настроении

3 октября 2010, 20:00
Выступления City Dance Ensemble прошли в Москве. Труппа современного танца обитает в Вашингтоне, округ Колумбия, и специализируется на коротких балетах разных хореографов. Основатель коллектива – Пол Эмерсон, бывший профессиональный политик, увлекшийся танцем. Гастроли проходят под эгидой двусторонней российско-америка

Американская труппа визуально разнокалиберная: в коллективе из 8 человек есть высокие и низкие, «плотно» сложенные, худые и атлетически скроенные, артисты разных национальностей и разного цвета кожи. В девизе вашингтонской компании слово «страсть» стоит рядом с «целесообразностью». Показы начались с балета «+1/-1», исполняемого в синих купальниках-«унисекс». Хореографом Кристофером Морганом зрелище описано как спектакль об отсутствии, что показано наглядно: из толпы выбивается девушка, двигаясь сама по себе. Остальные герои кучно семафорят руками, складываются восьмеркой, закидывают нижние конечности за ухо, втаптывают босые ступни ног в пол и встают на головы. Если не знать кредо автора, увиденное, как часто бывает в современном танце, можно интерпретировать разнообразно: подойдет, например, коллективное камлание или митинг протеста. Тревожный минимализм музыки (Weather One американского композитора Майкла Гордона) усиливал впечатление затянувшихся родов, когда что-то куда-то рвется, но прорваться никак не может. Гости двигались с наивной деловитостью, слегка тяжеловесно, обходясь без полутонов. Манера частично компенсировалась мастерством, с которым исполнители бросались на пол: техника падений детально разработана в американских школах модерн-данса.

С дуэтом Falling на музыку Арво Пярта публика перешла на лирическую ноту. Он носит ее на руках, демонстрируя постоянство, потом ногой упирается ей в грудь. Она наоборот, изменчива: то уходит, то приходит, нежно кладя голову мужчине на плечо, но в решающий момент отпихивает его кулаком. Житейская драма из серии «милые бранятся – только тешатся»…

Самый смешной балет – Mattress Suite, цепь эротических историй, развернутых с помощью огромного матраса – на нем, под ним и вокруг него. Сначала пара любовников в белом белье выясняет отношения: дама настроена игриво, насупленный кавалер, наоборот, смотрит в сторону. Музыкальным фоном выбран божественный голос Чечилии Бартоли, поющей что-то из Вивальди. После акробатической Камасутры идет соло насупленного: под эстрадную песенку о той, что ушла и покинула, он красиво изгибает тренированное тело, мечтая об истинной любви. Повеселевший кавалер находит свой путь, попадая в гомосексуальное трио. Не покидая матраса, мальчики вполне откровенно и уморительно решают, кто третий лишний. Им почему-то придана ария Жермона из «Травиаты». Героиня же первой миниатюры публично предается любви к себе, так что постель предстает экраном, на фоне которого кинозвездой красуется улыбчивая девица. В финале ее возносят вверх трое мужчин, торжественно пронося на матрасе.

Во втором отделении американцы показали Scorched – балет с использованием танго и специфической походки манекенщиц на подиуме. Несмотря не жгучее название («Опаленные» – видимо, чувствами), особой эмоциональности не наблюдалось. Еще одна миниатюра создана французом Людовиком Жоливе. Вдохновляясь, по его словам, искусством мимов-соотечественников, особенно Марселя Марсо, он поставил для солиста «Сити данс» комическую историю любви одинокого уборщика к Люси – своей швабре. Он орудие лелеет, но, если что не так, тут же отправляет мыть полы. И, наконец, труппа исполнила балет Пола Тейлора «Эспланада» на музыку Баха. Тейлор, 80-летний классик американского современного танца, когда-то вдохновился женщиной, спешащей на автобус, и создал качественный спектакль буквально из ничего. Торопливость дамы навела хореографа на мысль: балет «можно увидеть в каждом шаге». «Эспланада» на первый взгляд вовсе лишена танца: лишь синкопированная поступь да бег в разных скоростях, эксплуатирующий темпы быстрых и медленных частей скрипичных концертов. Однообразные вроде бы детали варьируются и так, и сяк – гуськом и хороводом, медленно и быстро, часто и разреженно, задом наперед и боком, вместе и вразброс. Есть цирковой момент, когда девушка встает ногами на живот партнера. Но главное остается всегда – это хорошее настроение простого американца. Тейлор всегда был островком лучезарности в море почти обязательной тоски современного искусства. Да и в прочих номерах «Сити данс», даже серьезных, чувствуется неиссякаемая уверенность в своих силах. Нам стоило бы поучиться их оптимизму. Даже если прочих достоинств на гастролях было не так много.

"