Posted 3 октября 2007,, 20:00

Published 3 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:37

Updated 8 марта, 08:37

Рыцарь в окошке

Рыцарь в окошке

3 октября 2007, 20:00
Популярность скромного театра «Желтое окошко», который возглавляет драматург, режиссер и актер Петр Зубарев, долго не выходила за пределы Сибири. Но с прошлогодней победы на фестивале детских театров «Арлекин» в Санкт-Петербурге театр из Мариинска (райцентр Кемеровской области) стал завоевывать столичное пространство.

После окончания спектакля главный эстет и главный импровизатор театральной Москвы Илья Эппельбаум вздохнул: «Прямо-таки хочется все бросить – и махнуть в Мариинск! Город, где живет такой Петр Зубарев и делает свой авторский театр – наверняка стоит мессы». Мариинск – старинный сибирский город, рядом с которым в одном из отделений Сиблага отбывала свой срок Наталья Сац – мама российского детского театра. С тех пор на российских театральных картах городок отнюдь не выделялся какой-либо звездочкой. Пока в прошлом году на питерском фестивале детских театров «Арлекин» спектакль «Иваново сердце» театра «Желтое окошко» не стал большим событием. В этом году детище Петра Зубарева было приглашено на московский фестиваль «Гаврош». А после него Майя Краснопольская пригласила Петра и Елену Зубаревых показать свой спектакль «О рыцарях и принцессах» на сцене театра «Тень».

«О рыцарях и принцессах» – спектакль, в котором изощренность выдумки сочетается с простотой используемых средств. Реквизит – вязаные шапочки на актерах. Кожаные доски разного размера, на которых мелками на наших глазах рисуются то птица, то ноты, то девочка с хвостиками, то жаба. А потом все это так же мгновенно стирается – и доска готова к новым превращениям. На сцене идет диспут на тему, кто главный герой сказки – Рыцарь или Принцесса?

За рыцарей сражается Петр Зубарев. За принцесс – его жена Елена Зубарева. Мальчики криком поддерживают своего чемпиона. Девочки – своего. Вечная война полов превращена в состязание умелых и находчивых. События летят со скоростью вертолета: только успевай оценить то удачный словесный поворот, то неожиданный сюжетный пируэт. То лихую пародию на штампы детского спектакля, то ловкую работу с аудиторией. Рыцарь выхватывает из первого ряда карапуза: иди, скажи принцессе. Принцесса: передай рыцарю! Темп убыстряется. И вот уже посол может только наблюдать, как над его головой летят реплики-удары.

Как положено в сказке, герои влюбляются друг в друга. Как положено в состязании, они готовы до последнего сражаться за честь своей команды. Исход сражения определяют зрители. В зал раздается целая стая бумажных голубей мира. Если зрители оставят их у себя – значит, надо сражаться до первой крови. Если пустят лететь на сцену – ничья. Бумажные голуби на минуту закрывают потолок. Мир в очередной раз спасен: мужчине и женщине позволено еще побыть в согласии.

На следующий день, с улыбкой вспоминая ту или иную реплику или интонацию из «О рыцарях и принцессах», ты понимаешь, что из мариинского «Желтого окошка» наш мир видится каким-то весьма симпатичным и даже внушает оптимизм.

"