Posted 4 сентября 2019,, 09:52

Published 4 сентября 2019,, 09:52

Modified 7 марта, 15:28

Updated 7 марта, 15:28

Великая Изабель Юппер покажет в Москве моноспектакль «Любовник»

Великая Изабель Юппер покажет в Москве моноспектакль «Любовник»

4 сентября 2019, 09:52
Юппер действительно одна из лучших, и эпитет «великая» в данном конкретном случае отнюдь не преувеличение. Ко всему прочему, Юппер, вопреки распространенному мнению о «глупости» актеров, необычайно умна: настолько, что запросто беседует даже с…философами.

Диляра Тасбулатова

Нет, не в светской обстановке, не за чашкой чая или рюмкой водки, и не о погоде, а по-настоящему, как надо беседует. Ибо Юппер, повторюсь, умна: причем не в интуитивно-женском смысле, а как раз в интеллектуально-академическом: я читала ее интервью с Бодрийаром, которого в России открыли четверть века назад (а на Западе уже полвека как). Интервью было опубликовано в журнале «Искусство кино», в спецномере, посвященном французскому кино, в 1995 году.

Юппер в этом интервью (интересно, есть ли оно в Интернете, дело ведь было давно) намеренно гасит в себе актрису, ведь актеры любят тянуть одеяло на себя: и не то чтобы «помалкивает» со страху перед таким визави, а, наоборот, честно работает. Как въедливый интервьюер, пытающийся докопаться до истины. Истина же начинает вырисовываться почти сразу, ну к середине беседы уж точно – и благодаря не только интеллекту Бодрийара, что как раз неудивительно, но и за счет журналистского мастерства Юппер, выступающей в необычной для себя роли. Как опытный интервьюер, скажу - непохоже будто вопросы «подставлены»: беседа получилась очень живая, непосредственная.

Кроме интеллектуальных разысканий, Юппер любит все радикальное: мало кто, кроме нее, согласился бы сыграть в «Пианистке» Ханеке: кто видел фильм, поймут, о чем речь. А речь об извращенке, садистке-мазохистке, ведь фильм поставлен по одному из самых скандальных романов Эльфриды Елинек, австрийской писательницы, получившей в 2004-м Нобелевскую (по совокупности, кажется, не только за «Пианистку»). Книга, надо сказать, еще более радикальная, чем фильм: хотя вроде как видеть страшнее, чем читать. При всем таланте Ханеке, тоже австрийце, кое-что знающем о потаенных пружинах коллективной австрийской души, книга сильнее – в фильме режиссер больше нажимает на мелодраматическую сторону сюжета.

Зато Юппер, как всегда, на высоте: она, думаю, здесь больше фильма в целом, ибо как раз она играет главную тему романа, в фильме присутствующую лишь косвенно. И тема эта, как я уже сказала, - коллективный австрийский кошмар, ужасы обывательского подсознания родины нацизма. Интересна ее манера игры: чтобы показать этот самый подсознательный кошмар, австрийских бесов, притаившихся в среде избранных, то есть музыкального истеблишмента Австрии, Юппер, собственно, ничего «такого» не делает. Она вообще очень сдержанная исполнительница: никогда не вопит, не кривляется, не переигрывает. Больше помалкивает и дает о себе знать лишь движением бровей, не больше. Это не игра, а какое-то кружево, тонкая работа, настолько изящная, что неискушенный зритель может и не понять, в чем, собственно, величие Юппер.

Как это будет на сцене, становится интересно: мне-то казалось, что сила Юппер как раз в крупном плане.

«Любовник», моноспектакль по роману Маргерит Дюрас, - тоже в своем роде радикален – по крайней мере для времени, когда происходит его действие, для тридцатых (хотя роман написан позже). Интересно, что Дюрас писала его тогда, когда у нее появился возлюбленный почти на 30 лет ее младше: тот, давний ее любовник (роман автобиографический), был, наоборот, вдвое ее старше. Правда, ей в ту пору было всего 15, и их с возлюбленным разделял не только возраст, но и расовые предрассудки. Любовник был китайцем – «зато» (как говорят ксенофобы) богатым, красивым и «европеизированным», девушка, alter ego Дюрас - из очень бедной семьи.

В свое время Жак-Жак Анно снял по этой книге фильм, ставший культовым в среде киноманов, и не только. Красавец Тони Люн, звезда китайского кино, и 18-летняя Джейн Марч, парафраз Лолиты, изумительно хороши – высокий Эрос происходит на фоне задворков цивилизованного мира, в экзотическом Индокитае. Правда, эта «Лолита» - не просто тело и юность, а уже сложный человек, будущая писательница и интеллектуалка, сама склонившая китайского плейбоя, наследника богатой фамилии, к сексу. Оба уговаривают сами себя, что это не любовь, а просто страсть, и оба знают, что их семьи не позволят им соединиться. Ее ждет Франция, война, тяжелая жизнь, писательский труд, его – рутинный брак с богатой китаянкой. В конце романа происходит то, о чем, наверно, мечтают все женщины – да и мужчины тоже. Проходят десятилетия, китаец, приехав в Париж, звонит ей из автомата и голос его дрожит от волнения. Ну и, конечно, сообщает, что всегда любил только ее и любит по сей день.

Как там у Набокова? Я смотрел на нее старую, оскверненную другим, беременную и в моей душе поднималась любовь.

Бывает, видимо, и такое. Как говорят старушки у подъезда – жизнь развела. Однако этот мимолетный недолгий роман – такое тоже бывает, чего только ни бывает – стал камертоном ее творчества: после выхода «Любовника» критики поняли и суть ее недомолвок в других книгах, и то, что называется «тайной творчества». Страсть на заре ее женственности, так получается, дала импульс всей ее жизни – и не только женской, но и, как ни странно, интеллектуальной.

Хорош сюжетец: прямо для Юппер, кто еще такое потянет.

"