Posted 3 сентября 2008,, 20:00

Published 3 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:46

Updated 8 марта, 07:46

Кинорежиссер Алексей Учитель:

Кинорежиссер Алексей Учитель:

3 сентября 2008, 20:00
Алексей Учитель приступает к съемкам своей новой картины об отшельнице, которая годы Великой Отечественной войны провела на острове в Сибири, не зная, что происходит в стране. Войне посвящен и другой новый фильм режиссера – «Пленный», получивший награду на фестивале в Карловых Варах. Этот фильм – про отношения русского

– Ваша картина вдруг стала остро злободневной. На эмоции зрителей наверняка накладываются впечатления от всего происходящего между Россией и Грузией?

– Я думаю, что актуальность этой картины и не спадала. Конфликты нас окружают все время. Здесь ведь не столь важно, какие страны воюют и между какими солдатами возникает симпатия. Когда эту картину посмотрели американские продюсеры на кинофестивале в Карловых Варах, они попросили меня уступить им права на этот сюжет, с поправкой на то, что солдат будет американский, а пленный – из Ирака.

– То есть важна не география военного конфликта, а то, что происходит с душой героя?

– Совершенно верно! Причем актуальность темы меня не волнует. Меня интересует правдивость того, о чем написано. Замечательный русский писатель Маканин написал этот рассказ еще в 1994 году, и этот рассказ по сей день, если вам нравится это слово, актуален. Мне бы хотелось сдвинуть мозги людей в сторону другого: а где враги? И существуют ли они вообще? И почему люди, которых мы называем грузинами или чеченцами, вдруг становятся врагами? Все очень просто. И очень страшно.

– В вашем «Пленном» красота любви никого и ничего не спасает.

– Да. В этом мире, к сожалению, это так.

– А почему, когда в душе человека просыпается красота, все кончается гибелью?

– Мне кажется, что ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Поэтому многие художники и обращаются к этой теме.

– Народный успех ваших картин начался с «Дневника его жены». Как вы относитесь к славе?

– Вы знаете, очень малое количество фильмов остается в сознании людей. Не больше десяти. К успеху я отношусь спокойно. Хотя не скрою, мне хочется, чтобы картины были популярны. На «Кинотавре» «Пленного» не приняли, и я переживал. Потому что, на мой взгляд, это было несправедливо. Мне кажется, виной тому внутренние кинематографические взаимоотношения. Мне было противно. И жаль свою группу, которая, конечно, ждала признания. Но прошел «Кинотавр» и начался кинофестиваль в Карловых Варах, где картина все же получила награду. Так что сильно переживать не стоит. Ведь если картина серьезна, признание все равно придет.

– А Выборг?..

– Никто не вышел из зала. Была полная тишина. Но картина не участвовала в основном конкурсе, поэтому о призах говорить не приходится.

– В ваших картинах вы всегда проверяете своих героев через их отношение к женщине… Зачем?

– Без любви, без эмоциональных переживаний невозможно снять хорошее кино. Вы знаете, я мечтаю создать картину, где большинство героинь – женщины. Одно время очень хотел снять римейк «А зори здесь тихие»… Знал уже всех актрис, которые будут играть. Но не вышло. Права на это произведение в тот момент были проданы китайцам.

– Вопрос к вам как к руководителю студии: одаренный дебютант сегодня может рассчитывать на поддержку?

– Вот тут я большой знаток, потому что студия, которой я руковожу, уже несколько лет занимается дебютами. Мы выпустили фильм Кати Шагаловой «Собака Павлова», который получил довольно много премий, фильм Марии Можар «Враги» о Великой Отечественной войне (кстати, очень интересная и неоднозначная работа) и фильм Дуни Смирновой «Связь». К тому же я набрал экспериментальный курс режиссеров во ВГИКе, которых учу единому мастерству режиссуры, без градации на документальное и игровое кино. Во всем мире так, кстати, и учат. Мои студенты тоже делают первые шаги, и есть любопытные вещи. Плюс у нас удивительное государство. Оно субсидирует более ста картин в год, среди них – процентов сорок дебютов. То есть у начинающих режиссеров всегда есть шанс сделать первый полный метр. И потом, профессия режиссера – это не только умение снимать кино. Но и умение добиваться того, что ты хочешь. Финансирования в том числе. Это не так просто, но я верю в таких режиссеров, которые могут достичь поставленной цели.

– Недавно у вас был день рождения. А что является для вас самым лучшим подарком?

– Я прохладно отношусь к подобным торжествам. Конечно, лучшим подарком было бы то, чтобы все мои близкие были здоровы. И чтобы никто друг с другом не воевал, чтобы у осетин с грузинами существовал нейтралитет, началось налаживание отношений. Но я понимаю, что сколько бы я ни желал, – от меня ничего не зависит. А то, что зависит, я стараюсь как-то делать.

СПРАВКА

Кинорежиссер Алексей УЧИТЕЛЬ родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. В 1975 году окончил ВГИК, затем работал режиссером на Ленинградской киностудии документальных фильмов. В 1990 году основал киностудию «Рок», художественным руководителем которой является по сей день. Алексей Учитель – автор нескольких десятков короткометражных фильмов, среди которых «Пуск. Портрет одного события» (1978), принесший режиссеру широкую известность «Рок» (1987), «Ёлы-палы, или Митьки в Европе» (1990), «Обводной канал» (1990), «Последний герой» (1992), «Баттерфляй» (1993), «Маэстро» (1994), «Элита» (1997). Многие из них удостоены призов на различных кинофестивалях. В игровом кино дебют Учителя состоялся в 1995 году фильмом «Мания Жизели» о жизни знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой. Автор фильмов «Дневник его жены» (2000), «Прогулка» (2003), «Космос как предчувствие» (2005). Обладатель премии «Ника» 2000 года за фильм «Дневник его жены». Фильм «Космос как предчувствие» получил главный приз Московского кинофестиваля «Золотого Святого Георгия» (2005). Народный артист России (2001).

"