Posted 3 сентября 2008,, 20:00

Published 3 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:47

Updated 8 марта, 07:47

Возвращение Ганимеда

Возвращение Ганимеда

3 сентября 2008, 20:00
2 сентября в Ротонде Зимнего дворца начала работу выставка, на которой представлены древние мраморные изваяния. Экспозиция мягко, но неумолимо отрывает зрителя от суеты и с головой погружает в мир греческой мифологии и римской чувственности. В центре экспозиции – римский барельеф «Ганимед с орлом», вокруг которого расп

На небольшой, в полметра длиной, мраморной плите, датируемой предположительно концом I века до н. э., сидящий юноша кормит из чаши огромного орла. Приятные очертания тела пастуха резко контрастируют с грубым хищным клювом, страшными когтистыми лапами и мощными перьями, однако от картины этой веет не угрозой, а нежностью. Сюжет римского рельефа «Ганимед с орлом» основан на известном греческом мифе о могущественном Зевсе, обернувшемся птицей и похитившем прекрасного юношу-пастушка. Бог воспылал страстью к Ганимеду и сделал его виночерпием на пиру олимпийских богов, даровав бессмертие. Ганимед был одним из трех сыновей основателя и первого царя Трои – царя Троса и нимфы Каллирои. Узнав о похищении сына, отец его предался отчаянию, но Зевс утешил царя, показав ему сына на Олимпе и поместив его в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея.

Ганимед был одним из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства, однако он, увы, стал одним из самых известных символов греческой любви к мальчикам старше 12 лет. Сегодня тема эта в нашем обществе почти запретна и связана со многими трагедиями, но вины искусства здесь явно нет. В период ранней античности этого юношу изображали обнаженным, а в искусстве поздней античности Ганимед представал одетым в плащ с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом и в сопровождении орла или собаки. Темам «Зевс и Ганимед», «Орел и Ганимед», «Похищение Ганимеда» посвящено на выставке множество античных скульптур, рельефов и росписей.

Странное дело: переходя к другим экспонатам, с удивлением обнаруживаешь совершенно тот же сюжет, что и на барельефе.

«Очень хорошо, что вы это заметили, – сказал корреспонденту «НИ» куратор выставки, старший научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Александр Круглов. – У меня нет прямых доказательств, но мое чутье как историка античной скульптуры подсказывает, что могла существовать древняя трехмерная скульптурная композиция «Ганимед с орлом», которая и стала моделью для многих других художников, решивших воспроизвести ту же самую сцену по-своему, в других формах. Ничем иным объяснить существование одинаковой композиции невозможно. Но есть какие-то отсылки, указания, в предметах искусства более поздних времен – рельефные камни, камеи, барельефы, рельефный глиняный сосуд, на которых воспроизведена та же самая сцена! В тех же самых пропорциях – один к одному! Это и доказывает мысль о том, что прототип существовал. Даже на складочках изображенного плаща, который наброшен на скалу, – воспроизведена эта же сцена. Документальных подтверждений этой моей догадки не существует, хотя у Плиния в работах есть косвенное упоминание о скульптурной группе, связанной с Ганимедом».

В Эрмитаж барельеф «Ганимед с орлом» попал в середине XIX века – в самый разгар формирования императорской коллекции. В те годы была создана археологическая комиссия для «приискания древностей» – русское учреждение, находившееся в Риме. Начальником этой комиссии был князь Болконский, а помощником при нем служил член комиссии Степан Александрович Гедеонов, который через несколько лет стал первым директором императорского Эрмитажа. Именно Гедеонов купил в Венеции семь предметов, которые дорогого стоят. Среди них и был рельеф «Ганимед с орлом», происходивший из какой-то знаменитой ренессансной коллекции. Этот памятник предмет двойного и даже тройного коллекционирования. Это предмет коллекционирования в самом Древнем Риме, предмет коллекционирования в эпоху Возрождения, а также в XIX веке.

С середины 1950-х годов на «Ганимеда с орлом» особого внимания не обращали. Тем не менее этот шедевр не пылился в запасниках, он экспонировался наряду с другими антиками на так называемом Сивковом переходе – между Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. По словам г-на Круглова, первейшая задача новой выставки – погрузить зрителя в мир истории и теории искусства. «Мне хотелось напомнить о том, что есть правила, основы композиции, которые так прекрасно ощущали древнеримские ваятели, – сказал «Новым Известиям» искусствовед. – Ведь благодаря этим сохранившимся барельефам более поздних времен, разыгралось воображение у художников эпохи Возрождения, и они создали свои великие полотна, свои шедевры».

"