Рус
Eng
«Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит»

«Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит»
Новость

4 августа 2015, 00:00
«Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит»

Господдержка практически всех театральных фестивалей сокращена на будущий сезон в разы (чтобы никто не искал идеологической подоплеки, подчеркиваю, что дотации сократили и «левым», и «правым»). Выросший валютный курс сильно осложнил выплаты гонораров зарубежным гостям (договоры-то заключаются в валюте). Сюда надо добавить подросшую стоимость перевозки декораций, авиа и ж/д билетов, стоимость гостиниц. И, наконец, coup fatale (добивающим ударом), – для фестивальных организаторов стала выросшая цена аренды театральных площадок. Казалось бы: где имение, где наводнение? Почему изменение курса валют отражается на цене аренды? Но театры также хотят пополнить оскудевший бюджет (и как их тут винить?!)

Получается, куда ни кинь – везде клин.

Отменить фестиваль на этот сезон – означает выпасть из всех городских и федеральных программ и в грустной перспективе закрыться уже не на сезон, но на всю оставшуюся жизнь. Проводить, невзирая на все вышеперечисленные обстоятельства? Как бы не оказаться «без штанов».

Выхода два и оба хуже.

Можно в качестве «паллиатива» немного опустить порог требовательности. И сделать ставку на коллективы неизвестные, а спектакли малоформатные. Мастера стоят дорого, им не предложишь приехать за свой счет (хотя недавно с интересом прочла сетования нашего режиссера, который жаловался, что никакая российская госструктура не оплатила его театру дорогу на фестиваль). Увы, но практически все известные европейские театры путешествуют по миру без всякой господдержки (ни тебе от французского минкульта, ни от немецкого). И ездят капиталисты меркантильные на гастроли именно что за заработком, а вовсе не из чести «быть участником». Потому свой интерес блюдут истово.

Конечно, можно позвать имена, что называется второго-третьего и далее рядов… И они будут менее привередливые… Но вот заманишь ли на эти «нераскрученные» названия нашего избалованного зрителя?

Счастливые времена, когда само сознание, что к нам приехал «европейский театр», обеспечивало набитый зал, давно прошли. Сейчас зритель пошел куда как разборчивый! На неизвестное имя покупать билеты не будет.

В тучные годы такое неглижирование покупкой билетов еще можно как-то пережить. Зал, заполненный преимущественно контрамарочниками, давно никого не удивляет. Скажем, театральный фестиваль «Территория» сделал своей фишкой студенческую аудиторию, большую часть которой специально привозят в столицу из глубинки, оплачивая не только билеты, но и проживание, – с исключительной целью расширения художественного кругозора. Но, увы, это то исключение, которое подтверждает правило.

Оплачивать еще и публику фестивалям решительно не по карману… А в годину тощего кошелька и вовсе каждый непроданный билет становится для организаторов головной болью и мировой скорбью.

Так что стратегия «числом поболее, ценою подешевле» этой осенью может оказаться самоубийственной.

Второй путь борьбы с кризисом – поднятие цен на билеты.

Фактически фестивали давно этим занимаются. Скажем, билеты на приезжавший осенью в Москву на «Сезон Станиславского» спектакль «Вишневый сад» Льва Додина, стоили по пять тысяч рублей, а билеты на него же весной уже на «Золотой маске» – по пятнадцать…

Но и тут есть закавыка. Обеднели не только госструктуры. Но и общество. Театралов, готовых посидеть впроголодь несколько месяцев, чтобы увидеть вымечтанную постановку, остается все меньше. Недавно перечитывая мемуары Олега Павловича Табакова, споткнулась в том месте, где его мать извиняется перед детьми, что придется «затянуть» на недели пояса – очень хочется пойти на гастрольный концерт великого пианиста. Повторюсь, таких любителей мало, а речь идет о суммах все более внушительных. Люди все с меньшей охотой тратятся «на баловство».

Последние лет десять и театральные деятели, и журналисты говорят и пишут о необходимости создания в Москве фестивальных площадок. В городе, где один фестиваль немедленно сменяется другим, простой им точно не грозит. Сейчас много говорится и пишется о необходимости повышать эффективность отдачи вложенных средств. Так вот «фестивальные площадки» не только быстро окупятся, но и позволят городу в свою очередь напрямую влиять на фестивальные цены.

Городу решать – надо ли строить фестивальные площадки с нуля, или приспособить уже имеющиеся сцены. Но откладывать этот вопрос – уже некуда. Наболело. Порочная цепочка кругового подорожания в кризис становится настоящей удавкой для всех. Нищающие театры поднимают цену аренды, фестивали поднимают цену билетов, а за все платит крайний – зритель... «Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит», – заметил с четверть века назад проницательный Виктор Степанович Черномырдин.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter