Рус
Eng
Альманах театральной моды

Альманах театральной моды

4 августа 2015, 00:00
Культура
Ирина МУСТАФИНА
В Музее имени Бахрушина проходит международная выставка «Театральный костюм на рубеже веков. 1990–2015». Для столь подробного исследования эволюции костюмного дизайна сотрудникам Бахрушинского музея пришлось временно освободить особняк от постоянной экспозиции.

Принять участие в этом масштабном проекте согласились 200 художников из 34 стран. Однако размах выставки (около 1200 экспонатов) – это одновременно и самый главный ее недостаток. Работы стран-участниц расположены в алфавитном порядке: от Австралии до Японии. И, чтобы внимательно изучить всю экспозицию, одного похода в ГЦТМ вряд ли будет достаточно. Поэтому лучше всего идти на выставку несколько раз или следовать определенному маршруту, сконцентрировавшись лишь на интересующих странах и авторах.

Стоит также пояснить, что «Театральный костюм на рубеже веков. 1990–2015» – это в большей степени выставка эскизов, а не самих костюмов, которых в Бахрушинском музее демонстрируют не более полусотни. Скудно представлены задающие тон театральной жизни Великобритания, Германия, Франция. В то время как работы участников из Австралии, Дании, Канады, Польши, России и США можно выставлять отдельно.

Основная идея проекта – увидеть, как в театральном дизайне последних 25 лет уживаются традиции и современные тенденции. Вневременная классика в сочетании с национальным колоритом больше всего ощущается в творчестве дизайнеров из Азии. Так, например, пекинская художница Чжао Янь одела героев оперы Верди «Трубадур» в китайскую национальную одежду. На выставку привезли и несколько эскизов костюмов знаменитого японского театра кабуки, технология изготовления которых не меняется на протяжении многих веков.

Авангардные течения в костюмном дизайне лучше всего считываются в работах польских сценографов – в ряде фантасмагорических эскизов Анджея Кройц-Маевского (в том числе к «Богеме» Пуччини) и 3D-образы Анны Чадаж, сочетающие в себе элементы готики, сюрреализма и поп-арта одновременно.

Работы из России и США располагаются на выставке в одном зале, что, в общем, не совсем случайно. Об условности границ, взаимосвязи двух культур свидетельствуют работы куратора выставки Игоря Русаноффа, выходца из Советского Союза, давно эмигрировавшего и работающего в США. Особенно впечатляет синий атласный костюм для балета «Щелкунчик», расшитый белым шелком и декоративным жемчугом.

Российский театральный костюм представляет весь цвет отечественных мастеров. Начинается экспозиция эскизами Татьяны Бархиной для постановок в Большом театре и МТЮЗе, а завершается чудаковатыми нарядами перформансиста Андрея Бартенева. Еще один эксцентричный персонаж выставки?– художник Анатолий Чечик, чей анимационный спектакль «Дон Жуан» показывают в ГЦТМ как образец инновационного костюмного дизайна.

Из основного здания выставка плавно перетекает в Каретный сарай Бахрушинского музея, где хранятся работы, подаренные участниками проекта. Здесь же еле поместился костюм-«хедлайнер» выставки – платье болгарского дизайнера Нури Димитровой 4 метра высотой и 5 метров в диаметре, точная копия одного из туалетов императрицы Екатерины II. Впрочем, не меньше внимания заслуживают и другие костюмы: платье с грандиозным шлейфом из павлиньих перьев для американской постановки «Книги джунглей» Киплинга, два платья отечественного художника Виктории Севрюковой для инсценировки повести Лескова «Воительница» в МХТ. Последние работы уникальны еще и тем, что их мало кто видел – почти сразу после премьеры в 2014 году спектакль исчез из репертуара театра.

В Бахрушинском музее экспозиция открыта до начала сентября, но на этом история проекта не закончится. В следующем году выставка отправится в Китай, а затем, не исключают организаторы, ее увидят и в других странах.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter