Posted 3 августа 2003,, 20:00

Published 3 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Живые тени города-призрака

Живые тени города-призрака

3 августа 2003, 20:00
Проживающие в таджикском Шурабе русские брошены на произвол судьбы

Некогда процветающий центр Шураб на севере Таджикистана сейчас превратился в мертвый город. Картина, представшая перед корреспондентом «Новых Известий», поражает своей нищетой. Трехкомнатную квартиру здесь можно купить за пять долларов, а воду в дома дают на десять минут в сутки. Местные русские голодают и побираются на рынках в соседних городах.

«Вы действительно собираетесь ехать в Шураб? – с откровенным удивлением смотрит на меня водитель такси в таджикском городе Исфара. Разве в этом городе еще остались живые люди?!».

В восьмидесятые годы шахтерский город Шураб был известен по всему северному Таджикистану. Это был русский «островок». Жители окрестных кишлаков ездили сюда как на экскурсию. «Получить здесь квартиру считалось огромной удачей. У нас было московское снабжение, людям платили очень большие зарплаты. Мы гордились своим великолепным парком, стадионом, Домом культуры», – говорит «Новым Известиям» заместитель председателя Шурабского городского исполкома Дильрабо Джабарова.

Когда попадаешь в нынешний Шураб, создается впечатление, что город пострадал от массированных налетов вражеской авиации: руины домов, редкие, с испугом глядящие на приезжего, одетые в лохмотья люди. Лишь полустертые вывески – клуб, магазин, Дом культуры – напоминают о том времени, когда в этом страшном месте была совсем другая жизнь. Дильрабо Джабарова говорит, что в восьмидесятые годы в городе проживали около 16 тыс. человек. Сейчас здесь осталось четыре тысячи жителей. Главная причина бегства людей – закрытие большинства шахт. Если в советское время в год добывалось около 1 млн. тонн угля, то сегодня от силы 30 тыс. тонн. Зарплата шахтера в переводе на российские деньги составляет примерно 600 руб. в месяц. Зимой дома не отапливаются, температура в квартирах опускается ниже нуля. Система водоснабжения разрушена, вода в дома подается не более десяти минут в сутки. «Город, который мы называли цветущим садом, превратился в каменистую пустыню», – считает госпожа Джабарова.

Трехкомнатная квартира в Шурабе стоит около 150 российских рублей. Но даже за такие деньги их тут не покупают. Дома попросту ломают, а добытый строительный материал вывозят жители соседних кишлаков. Бывший городской парк, которым когда-то так гордились шурабцы, сегодня превращен в пастбище для скота. «В советское время подавляющая часть жителей города были русскими. Теперь нас здесь осталось около 800 человек. В основном это старики, которые никому не нужны в России. Положение этих людей ужасно. В отличие от таджиков у них нет родственников, которые могут помочь им. Многие местные русские голодают», – рассказывает председатель «Русской общины» города Шураба Лариса Шерстобитова.

Поблизости нет больших городов, где можно найти какой-нибудь заработок. А из-за отсутствия воды выращивать фрукты и овощи на огороде невозможно «Конечно же, нам стыдно, но чтобы не умереть с голоду, приходится попрошайничать. Раз в несколько дней идем пешком в Исфару, это двенадцать километров в один конец. Там и побираемся на местном рынке. Просим у торговцев морковку, картошку», – говорит пенсионерка Раиса Сафошкина.

«Русская община» Шураба пытается найти гуманитарную помощь, но особенных результатов это не приносит. «Мы никому не нужны и брошены на произвол судьбы», – считает Шерстобитова. Это действительно так. Российское консульство в областном центре Худжанда, к примеру, передало в Шураб 2 мешка муки, 26 банок консервов и 99 бутылок подсолнечного масла. Правда, как накормить таким количеством продуктов 800 человек, не объяснило.

Может создаться впечатление, что в российской дипмиссии не знают о том, что происходит в Шурабе. Однако роскошный особняк консульства в центре Худжанды осаждают толпы таджикских русских. Большинство просителей старушки, часами вынужденные из-за забора любоваться на российский флаг в надежде получить гуманитарную помощь. «Если часто сюда ходить, то могут и помочь. Так, например, моей соседке повезло, ей в прошлом году целых 60 сомони (600 руб.) дали!» – с завистью говорит мне худжандская пенсионерка Галина Морокина. Увы, везет далеко не всем. Так, при мне накачанный охранник объяснял пожилой женщине: «Бабушка, у вас нет российского гражданства – зря вы сюда ходите. Ну и что, что вы русская. Не положено!»

Исфара–Шураб–Худжанд–Ташкент

"