Posted 3 июля 2011,, 20:00

Published 3 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:14

Updated 8 марта, 06:14

По волнам нашей памяти

По волнам нашей памяти

3 июля 2011, 20:00
Итак, главный приз «Золотой Георгий» жюри во главе с Джеральдиной Чаплин присудило медитативному роуд-муви «Волны» испанца Альберто Мораиса. 35-летний режиссер-дебютант посвятил свою награду всем тем, кто пострадал от франкистского режима.

Фильм этот для Мораиса глубоко личный: его бабушки и дедушки также пострадали в гражданской войне в Испании. Снятая статичной камерой, с 80-летним героем, вспоминающим свое пребывание в концлагере в 1939-м, картина эта идеально вписалась бы в фестивальную программу «Третий возраст». И была бы очень уместна именно там. Программа впервые появилась на ММКФ в этом году, и, как справедливо аргументирует программный директор фестиваля Кирилл Разлогов, этот факт не случаен: «…старение населения всего земного шара приводит к тому, что проблемой «третьего возраста» интересуется все больше и больше кинематографистов». Например, гомерически смешная картина Нанни Моретти «У нас есть Папа» (из каннского конкурса этого года) была представлена именно в этой программе.

Главный актер «Волн» Карлос Альварес-Новоа удостоился «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение мужской роли. Также картину с формулировкой «за синтез простоты и эмоциональной силы» наградило жюри ФИПРЕССИ.

Стоит ли отмечать, что по рейтингу зрительских симпатий «Волны» плелись где-то в конце списка (3,77 балла), а Федерация киноклубов вообще поставила 5,1, уравняв картину с французской «Эскалацией».

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» был вручен Сергею Лобану за «Шапито-шоу», Джеральдина Чаплин на церемонии расцеловала режиссера самого яркого фильма конкурса и изъявила желание поработать вместе.

За лучшую режиссуру наградили автора жестокой, провокационно-артхаусной ленты «Месть. История любви». Режиссер Вонг Чингпо из Гонконга также был отмечен дипломом жюри российской критики, где его обошла на один голос польская драма «Иоанна». «Мести» достался только диплом, хотя половина состава жюри собиралась отметить его главным призом.

Фильм с шокирующими сценами насилия и жестокости очень тепло принимали в «Октябре», аплодируя по ходу действия герою-мстителю за каждый акт сатисфакции. Почти как незабвенному герою Михаила Ульянова в «Ворошиловском стрелке», также самолично восстанавливающему справедливость на этой грешной земле.

Лучшей актрисой стала красавица-полячка Урсула Грабовска («Иоанна» Феликса Фалька). В драме о холокосте, снятой польским мэтром в академической манере, актриса, играющая жертвенную Иоанну-спасительницу, сделала максимум возможного. Этот выбор ни у кого не вызывал сомнений.

Съемочная группа серебряного призера – фильма «Шапито-шоу».
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Специального упоминания жюри также удостоен болгарский фильм «Кеды», где группа друзей проводит отдых на море. Приз и диплом Международного жюри Федерации киноклубов присуждены тем же «Кедам» Ивана Владимирова и Валерия Йорданова и «Шапито-шоу». Последнему – с формулировкой «за стилистическое единство, яркую форму и талантливое воплощение проблем нашего прошлого и настоящего».

В конкурсе молодого и экспериментального кино «Перспективы» лучшим фильмом стала молодежная драма литовца Саулюса Друнги «Анархия в Жирмунае» (Литва–Венгрия). Картина показывает чудесное превращение скромной, застенчивой провинциалки, в бунтарку с коктейлем Молотова в руках.

В конкурсе документального кино победила картина Данфунга Денниса «В ад и обратно» о штурме базы талибов в Афганистане морской пехотой США, об адаптации 25-летнего сержанта к послевоенной жизни. Очень сильная операторская работа, режиссер уже несколько лет освещает военные конфликты в Ираке и Афганистане в качестве фотографа и оператора. И снимки его публиковались в самых авторитетных американских изданиях. Фильм этот уже был удостоен Гран-при жюри на фестивале Санденс в этом году. Жаль, что никак не отметили работу британского режиссера Азифа Кападиа «Сенна» о легендарном автогонщике. Сделать фильм о том, кого в Бразилии почитали за «живого бога», за единственную гордость и радость нации, при наличии огромного фактографического материала, так чтобы не вышло «иконописного лика», – это искусство. Картина, рядящаяся под традиционный байопик, цепляет и не отпускает до последнего кадра.

Если на открытии 33-го ММКФ приз за вклад в мировой кинематограф вручили Джону Малковичу, стоически «отработавшему» красную (она же зеленая) дорожку, то на закрытии, под звуки волынки, чествовали британскую актрису Хелен Миррен. Урожденную дворянку Елену Васильевну Миронофф, только в кино переигравшую особ королевских кровей шесть раз. Не считая театральных подмостков. Из рук Константина Эрнста актриса получила приз «Верю» («За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского»).

В благодарственной речи Хелен Миррен сказала: «Это невероятная награда, потому что история российского актерского мастерства – это то, что внутри меня и принадлежит мне. Один из моих предков организовал крепостной театр в России. Я наполовину русская… Уверена, что стала актрисой благодаря своей русской крови. Имя Станиславского является чрезвычайно важным для нас, актеров. Вся современная актерская школа создана им. Поэтому получить награду в стране, где он работал, – честь для меня».

Завершая церемонию закрытия 33-го ММКФ, Никита Михалков огласил фестивальные итоги в цифрах (60 тыс. зрителей, на 10 тыс. больше, чем в прошлом году, более 7 тыс. гостей и журналистов, среди которых около 600 иностранцев, более 380 фильмов, 17 из которых конкурсные) и унес Джеральдину Чаплин со сцены.

Что касается цифр, то на прошлом ММКФ из уст его президента звучала несколько иная информация относительно посещаемости – свыше 122 тыс. зрителей… Фантастически как-то меняется статистика…

"