Posted 3 июня 2008,, 20:00

Published 3 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Искусство не для народа

Искусство не для народа

3 июня 2008, 20:00
Что сегодня покупают? Еще недавно этот вопрос заставил бы арт-критика взбрыкнуть, обидеться и парировать: «Я рынком не занимаюсь!» В том смысле, что арт-критик занимается чистым искусством, а чем украшать стену, пусть ребята с Арбата предлагают. Но времена меняются. Сегодня высокое искусство тоже ориентируется на рынок

Спорить с рынком так же нелепо, как и отдаваться ему целиком. Именно этот не Бог весть какой афоризм вертелся у меня в голове во время изучения Салона изящных искусств в Центральном Манеже. Это вроде как ярмарка зарубежного антиквариата, где картина Моне и стул Людовика XV – обычное дело. В то же время больше половины площадей заняли галереи современного искусства, а на цокольном этаже – россыпи бриллиантов и рубинов от главных ювелирных домов. Наконец, ряды VIP-персон и медийных лиц здесь сильно заслоняют экспонаты.

Короче, вещи – не для народа и зрители – тоже не народ. Но вот тут и происходит старый грамматический фокус: «не», умноженное на два, дает положительный ответ. Как раз здесь, где цены зашкаливают за десятки тысяч, а парижанин Пикассо накладывается на парижанина Юрия Купера, ярмарочные законы вылезают во всей красе. Закон, по сути, один – товар–деньги–товар. Одно другое стимулирует и оправдывает. Развесь рядом с бриллиантовыми колье иконы – и вот это уже и не иконы вовсе, а доски, изящно (ведь Салон «изящных искусств») покрытые краской с использованием золота.

Под грудой денег прогибаются даже самые стойкие – замечательные галереи выкатывают столь откровенно «богатое искусство», что самим тяжело рядом с ним сидеть. Это, как правило, картины большого формата (под 2–3 метра для пентхаусов) с отзвуками поп-арта по стилю (модные китайцы сейчас этим делом занимаются) и тяготеющие к дизайнерской абстракции по содержанию. По большому счету – эксклюзивные обои в рамах. Конечно, без слащавости уличных живописцев, без русского надрыва и литературности. С европейским шиком и модернистской иронией. Благо, в Базеле на арт-ярмарке мы были неоднократно и знаем, что ценят в приличных домах топ-менеджеров.

Мы долго к этому шли. К сильному арт-рынку. Когда можно гордо выставить того же Малевича, написать на ценнике пять-шесть нулей и с чувством превосходства ожидать не милицию с рекитирами, а клиента с Рублевки. Кажется, себя можно поздравить. Единственная проблема – критику и уж тем более искусствоведу с их понятиями об искусстве тут делать нечего. Разве что помочь завлечь клиента – этим, собственно, сегодня большинство и занимается. Есть еще один ход, который уже несколько лет пытаются проторить и на Западе, и у нас – игра «Алло, мы ищем таланты!» В то время как «народный» стандарт властвует на стендах VIP-салонов, эксклюзив ищется по подворотням и подвалам. Цветы, конечно, растут «из сора», но при свете хрустальных люстр быстро чахнут.

И все бы это было совсем грустно, и можно было бы плюнуть на весь этот базар, если бы вдруг на Салоне не всплывала изящнейшая вещица Раннего Возрождения, или русский авангардист Лентулов с редчайшим полотном, или виртуозные портреты Сомова, написанные в эмиграции. Стоишь и диву даешься. Говорят, из этого «незаинтересованного наслаждения» искусство рождается.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"