Posted 3 июня 2007,, 20:00

Published 3 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:34

Updated 8 марта, 08:34

История с бородой

История с бородой

3 июня 2007, 20:00
В государственном Музее истории религии открылась необычная выставка «Борода в мировой культуре». Для того чтобы отдать должное чисто мужскому «украшению», нашелся замечательный повод – в 2007 году исполняется 285 лет со времени опубликования указа Петра I «О брадобритии». Главными участниками акции стали художники-мит

Сотрудники Музея истории религии напирают на социо-культурный аспект экспозиции. Как говорит старший научный сотрудник Ксения Чекадонова, один из самых интересных аспектов связан с осмыслением места бороды и отношения к ней в разных культурных традициях. Борода демонстрировала статус того, чье лицо украшала. Искусственные бородки египетских фараонов были знаком их высокого положения. Персидские цари носили окладистые, крашенные хной, завитые бороды.

Борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школе. Иногда она затмевала ее носителя, и тогда древние говорили: «Бороду вижу, философа – нет».

В допетровское время борода была символом верности русской старине и обычаям. Она служила знаком отличия русского человека от латинянина, православного – от католика. Стоглавый собор, который проходил в 1551 году при деятельном участии Ивана Грозного, осудил «подсечение и пострижение брад».

«Реформы Петра I изменили жизнь русского человека, – заявил «НИ» Дмитрий Шагин. – Среди новшеств, введенных Петром, было ношение иноземного платья, участие в ассамблеях с танцами, бритье бород и многие другие пришедшие из Европы обычаи, и все это продолжается уже 285 лет. Разве не здорово? Но лично я бы от бороды не отказался никогда. Это важнейший феномен нашей художественной, мужской и вообще, митьковской жизни».

Дмитрий Шагин признался, что считает всех бородачей митьками. «Борода – необходимая принадлежность свободного человека, – говорит Шагин. – Еще, конечно, свободному человеку нужна тельняшка. В давние времена оскорбление, нанесенное бороде, могло стать поводом для кровной мести. Митьки традиций кровной мести не одобряют, но считают, что нельзя человека обзывать. Конечно, прискорбно, если у человека нет бороды, но это легко можно исправить, перестав по утрам скоблить щеки».

Первое покушение власти на бороды произошло в 1705 году, когда был опубликован указ «О брадобритии», повелевающий «…чтоб впредь с сего … Великого Государева указа бороды и усы брили». Петр I ввел ежегодную пошлину на бороду. Растительность на лицах бородачей сослужила казне хорошую службу. Плата за нее составляла от 30 до 100 рублей. Заплативший получал в Земском приказе медный знак с изображением на лицевой стороне усов и бороды. Правила ношения бороды окончательно были определены Петром I несколькими указами в 1722 году.

Полная реабилитация бороды произошла лишь при Александре III, вступившем на престол в 1881 году и который, подчеркивая верность обычаям предков, сам носил бороду. С этого же года всем генералам и офицерам разрешили носить бороду; в то же время нижним чинам гвардии и гренадерских полков брить ее запретили.

«Такой выставки в России еще ни разу не было, – рассказывает «НИ» Дмитрий Шагин. – Бороду подняли на государственную высоту! Народ валом валит, а мы рады. Ведь митьки – рыцари бороды. Природа всегда лучше знает, чему расти, а чему нет».

Митьки вместе с музеем не собираются ограничивать пространство прославления бороды одним только Петербургом. Скоро выставка уедет в финский Тампере. «Там отличный музей Ленина, а он же был бородач. Пустили бы Маркс с Лениным свою энергию в доброе русло, были бы настоящими митьками», – вздыхает Дмитрий Шагин. Митьки даже показали, как это могло бы выглядеть: нарисовали портреты авторов коммунистических идей в тельняшках – приличные люди получились!

"