Posted 3 мая 2006,, 20:00

Published 3 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Реанимированная «Жизнь»

Реанимированная «Жизнь»

3 мая 2006, 20:00
Воскрешением забытого сочинения будет отмечен день рождения Петра Ильича Чайковского (7 мая). Само сочетание «первое исполнение» по отношению к симфонии композитора, умершего более века назад, кажется невероятным. Тем не менее 8 мая в концертном зале, носящем имя великого классика, Русский симфонический оркестр под уп

Об этом сочинении Чайковского мало кто слышал даже среди профессионалов. Композитор писал его с 1889 по 1892 год, и хронологически оно стоит между Пятой и Шестой (Патетической) симфониями. В записях с программными пояснениями, которые оставил Чайковский, симфония носит название «Жизнь». Впервые она упоминается в письме к великому князю Романову (знаменитому К.Р.) в 1889 году: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая как бы была завершением моей сочинительской карьеры… Надеюсь не умереть, не исполнив, этого намерения». Тема нового сочинения неоднократно мелькает в письмах композитора. Особенно напряженно он работает над сочинением в 1892 году. 23 октября Чайковский написал: «Кончил ее вчерне и теперь начал инструментовку… В декабре мечтаю доинструментовать симфонию». Но в декабре он пишет своему любимому племяннику Владимиру Давыдову (которому, кстати, посвящена Шестая симфония): «Решил выбросить ее и забыть». А на следующий год Чайковский написал свое величайшее сочинение – Шестую (Патетическую) симфонию...

Нельзя сказать, что музыка незаконченной симфонии была совсем неизвестна. Первая часть симфонии (оркестрованная самим Чайковским) иногда, очень редко, исполнялась и у нас и за рубежом. А время от времени предпринимались попытки завершить и исполнить симфонию «Жизнь» на публике, тем более что и сам Чайковский использовал материал первой части симфонии для первой части своего Третьего фортепианного концерта.

И вот новая попытка исполнения. Как подчеркивает автор реконструкции, московский композитор Петр Климов, музыка вся была написана, все необходимые музыкальные фрагменты ему были предоставлены, оставалось оркестровать вторую и третью части – «реанимировать», «оживить» музыку.

«Конечно, нельзя в точности «повторить» Чайковского, – говорит Климов, – Невозможно догадаться, как он хотел сделать. Многие места кажутся более ясными, а для того, чтобы представить себе другие фрагменты, как это могло бы быть у автора, приходилось лазить в другие произведения, сравнивать. Что-то я брал, приспосабливал из концерта для фортепиано, некоторые линии инструментов, например. Неудивительно, что, находясь среди двух шедевров – 5-й и 6-й симфониями, она, естественно, проигрывает Шестой. Чайковский сам лучше всех понимал, чего он от себя хочет. Поэтому, может быть, и не завершил ее. Но музыка от этого хуже не становится. Искусство – не рынок, оно все имеет право на существование».

Подобной же точки зрения придерживается и известный пианист, народный артист России Владимир Овчинников: «Нельзя сказать, что это музыка неизвестная. Она была использована Чайковским в Третьем фортепианном концерте. Я сам играл этот концерт. Проблема состояла в том, чтобы собрать все известные кусочки и дописать недостающее. В принципе, такая практика в мире существует, вспомним «Реквием» Моцарта. Я уверен – музыка не должна оставаться в архивах. Хотя эта симфония может быть и не самая лучшая – ее нужно знать и играть. Музыка должна звучать».

"