Posted 3 мая 2006,, 20:00

Published 3 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Аутентичный тромбон

Аутентичный тромбон

3 мая 2006, 20:00
Перед началом V Пасхального фестиваля Валерий Гергиев решил, что из двух композиторских юбилеев – Шостаковича и Моцарта, выпавших на нынешний год, выбирает первый и посвящает нынешний фестиваль Шостаковичу. Но Моцарт тоже не забыт. В рамках симфонической программы Камерный хор шведского радио, Таллинский камерный орке

Пока главные участники симфонической программы Пасхального фестиваля – Гергиев и оркестр Мариинского театра путешествуют по городам и весям, исполняя в рамках региональной программы последние оперные премьеры Мариинки, в Москве его заменяют музыканты из Европы, дающие два концерта к юбилею Моцарта. Интернациональный состав исполнителей музыки Моцарта объясняется довольно просто. Гергиев часто выступает с Камерным хором шведского радио и считает его одним из лучших. А хор не менее часто дает совместные концерты и проводит гастроли с оркестром из Таллина и сотрудничает с молодым шведским дирижером Мальмбергом, который в Швеции считается одним из специалистов по музыке XVIII века. Сольные партии исполнили молодые шведские певцы. Гости включили в программу концерта «Реквием» и «Коронационную мессу» Моцарта. (Месса, несмотря на свое название, не связана с коронацией монархов, а написана по случаю церковного праздника – увенчания короной чудотворной иконы Богородицы, покровительницы Зальцбурга.) И, чтобы почтить родную Швецию, начали концерт с увертюры из спектакля «Олимпия», сочиненной композитором Йозефом Краусом, которого современники и потомки прозвали «шведским Моцартом».

Произведения Моцарта и остальных композиторов его эпохи можно играть двумя разными способами. Либо на современных музыкальных инструментах, либо на аутентичных (существовавших в то время, когда сочинялась музыка). Чтобы соответствовать музыкантам, солисты либо поют, как принято в опере, либо в аутентичной манере – более чистым звуком, без вибраций и чувственных модуляций. Участники концерта решили за один раз продемонстрировать оба стиля. И выдали промежуточный вариант, одновременно усидев на двух стульях. Хор и солисты пели так, как принято сейчас, а оркестр соответствовал только наполовину. Струнные инструменты современные, а духовые – тромбоны, трубы, валторны – старинные. Поэтому ровное течение музыки время от времени прорезали странные звуки.

«Шведский Моцарт» не оправдал своего громкого титула. Конечно, в судьбах двух композиторов много общего: Краус родился в один год с Моцартом, как и он, учился в Германии и умер через год после его смерти, прослужив больше десяти лет придворным композитором шведского короля. Но это уже развлечение для историков. А музыка Крауса красива, изысканна, но по сравнению с Моцартом кажется несколько скучноватой. Как будто вышла из под пера добросовестного Сальери, долго проверявшего алгеброй свои гармонии.

Произведения Моцарта шведско-эстонский состав исполнил по-европейски добросовестно и аккуратно. И не привнес в их трактовку ровно ничего нового. «Реквием» и «Коронационную мессу» в связи с юбилеем Моцарта исполняют в Москве довольно часто. А дирижер Фредрик Мальмберг далеко не так изобретателен и не обладает таким темпераментом, как его российские коллеги, к примеру Теодор Курензис. Поэтому концерт в БЗК был интересен скорее с познавательной точки зрения. Когда еще услышишь старинные трубы или валторны со специальными насадками, которые увеличивают длину инструмента в сопровождении современных скрипок.

"