Posted 3 мая 2005,, 20:00

Published 3 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Окно в Россию

Окно в Россию

3 мая 2005, 20:00
В этом году худрук Пасхального фестиваля, глава Мариинского театра Валерий Гергиев решил в московских музыкальных программах совместить торжество православия с празднованием Дня Победы. И в результате столкнул Рахманинова с Бетховеном, а молодую приму Анну Нетребко – с примадонной Ольгой Бородиной.

Любой международный музыкальный фестиваль, который проходит в российской столице в последние годы, считается «окном в Европу». Устроители фестивалей приглашают западных звезд, с завидным терпением вписывая нашу музыку в общеевропейский контекст. Восстанавливают пробелы, возникшие из-за «железного занавеса», который новое поколение помнит лишь по кадрам видеохроник. Гергиев, занимающийся практически тем же, чем и все остальные «просветители», имеет свой взгляд на это самое окно. Он сначала превращает солистов родной Мариинки в звезд мирового уровня, а потом в этом качестве привозит их на родину (а заодно с ними – и иностранцев).

Оперная звезда 80–90-х Ольга Бородина, приглашенная в этом сезоне в Метрополитен-опера сразу на три роли – Кармен, Амнерис и Далилы, – по-прежнему сохраняет свой звездный статус. Исполняя 2 мая (в день рождения Валерия Гергиева) в Большом зале Московской консерватории соло в симфонической сцене Гектора Берлиоза «Смерть Клеопатры», певица пользовалась своим меццо-сопрано, как совершенным инструментом, передавая голосом тончайшие оттенки настроений, поражая москвичей по-европейски изысканным звуком. В рамках фестиваля выступит еще одна – на этот раз молодая восходящая звезда Мариинки – Анна Нетребко (8 мая она споет Наташу в «Войне и мире» в Театре армии). Тогда-то москвичи смогут сравнить исполнительский уровень двух петербургских див. Интрига, что и говорить, вполне достойна европейских дворов XVIII–XIX веков – поры расцвета оперного жанра.

Впрочем, значимость Дня Победы Мариинка подчеркнет не только поединком оперных прим. На открытии Пасхального фестиваля в Московском международном доме музыки недаром прозвучали грандиозная поэма «Колокола» и не менее пафосная Первая симфония Рахманинова, а на следующий день в БЗК – Первая и Третья («Героическая») симфонии Бетховена. Героическая тема получит развитие и дальше: слушателей ждут «Богатырская симфония» Бородина, Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича (ее сыграет Объединенный молодежный оркестр стран–участниц Второй мировой войны под управлением Гергиева) и редко исполняемая симфония Прокофьева «1941».

Пасхальный фестиваль, проводящийся в столице в четвертый раз, переживает период бурной юности. И хотя три основные составляющие его афиши не меняются: симфоническая (концерты оркестра Мариинского театра), хоровая программы и колокольные звоны, в структуре форума ежегодно возникают какие-нибудь изменения. На этот раз Пасхальная неделя с Валерием Гергиевым незаметно превратилась в декаду: фестивальная программа продлится с 1 по 11 мая. Сохранилась линия Баха, наметившаяся в прошлом году: слушателей ждет вторая авторская версия «Страстей по Иоанну» (1725 г.) в интерпретации Кельнского камерного хора и ансамбля старинной музыки Collegium Cartusianum под управлением Петера Ноймана. Фестиваль грозится перерасти из московского в национальный. Недаром ведь в этом году концерты Пасхального фестиваля идут в Ярославле, Тюмени, Ростове Великом, Омске и еще шестнадцати российских городах. А Гергиев, хоть и будет выступать в Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и Челябинске, Москву надолго покидать не собирается. Маэстро проведет здесь девять концертов. Что же до темы Пасхи на фестивале, то, судя по всему, на этот раз ее почти полностью заслонит тема юбилея Победы, которая уже и так завоевала сегодня почти все музеи, театры и концертные залы столицы.

"