Posted 4 апреля 2018,, 15:24

Published 4 апреля 2018,, 15:24

Modified 7 марта, 16:56

Updated 7 марта, 16:56

Кинооператор Владимир Башта стал лауреатом премии "Белый квадрат".

Кинооператор Владимир Башта стал лауреатом премии "Белый квадрат".

4 апреля 2018, 15:24
Вчера в Гоголь-центре гильдия кинооператоров вручила цеховую премию "Белый квадрат" шестерым номинантам, выделив одного из них особо. Кинооператор Владимир Башта, снявший "Время первых", получил сразу два "квадрата". Он был признан лауреатом, обойдя остальных.

Веста Боровикова

Понятие лучший, впрочем, здесь довольно условно, поэтому назовем всех шестерых номинантов. Это Алишер Хамидходжаев ("Аритмия"), Игорь Клебанов ("Холодное танго"), Юрий Клименко ("Матильда"), Михаил Кричман ("Нелюбовь"), Владислоав Опельянц "Заложники"). В жюри вошли актер Дмитрий Харатьян, кинорежиссер Николай Досталь, который продолжает фестивальную эстафету с картиной "Монах и бес", киновед Петр Багров, который приобрёл широкую известность после скандального увольнения из Госфильмофонда и триумфального восстановления там, композитор Максим Дунаевский, написавший музыку к "Трем мушкетерам", "Мэри Поппинс", "Карнавалу" и другим известным советским фильмам.

Возглавил жюри легендарный кинооператор Михаил Агранович, снявший "Покаяние" и "Крейцерову сонату".

- Никогда больше не соглашусь выступать в этой роли. Нужно было выбрать из шести человек, большинство из которых - мои друзья. И я не знаю, будут ли они моими друзьями завтра… Я чувствую себя Пелагеей из программы "Голос. Дети", - высказался Михаил Леонидович перед тем, как вскрыть конверт с фамилией лауреата.

Премию "За вклад в операторское искусство" получил Анатолий Мукасей. Гильдия начала церемонию с поздравления Анатолия Михайловича с годовщиной бриллиантовой свадьбы с режиссером Светланой Дружининой, с которой они снимали "Гардемарины-3". Мукасей снимал также ряд фильмов из золотого фонда советского кино: "Берегись автомобиля", "Большую перемену", "По семейным обстоятельствам".

Получив "Квадрат", Мукасей поблагодарил сестру, жену, невестку и своего учителя Сергея Урусевского.

Премии гильдии не имеют денежного вознаграждения. Операторы получают только довольно увесистый сувенир. Но награда все равно очень ценится, поскольку выдается коллегами по профессии. В этом году она вручалась в четырнадцатый раз, и закончилась церемонией "братания" операторов в зале - групповой фотографией.

Как оказалось, почти вся публика в зале была операторами или членами их семей. Кроме того, операторов пришли поздравить деятели искусства, такие, как Михаил Швыдкой, и кинорежиссеры. В частности, Алексей Учитель, который получил "Квадрат" за своего оператора Юрия Клименко, который на съемках.

Интересна сценарная идея премии - монологи кинокамеры, которой дали возможность воплотиться в женские образы. "Операторы не имеют дела со словом, и это счастье", - одно из ее изречений. Перед вручением квадрата мы поговорили с номинантами и членами жюри. Нам было интересно, кому вручили бы они "Белый квадрат", если бы премия расширила свой диапазон, и вручалась не только кинооператорам, но и режиссерам, кинодраматургам, художникам, актерам. Ведь операторы, как правильно заметила все та же камера, это те, "кто видит привычное необычно". А значит, именно они могут составить альтернативный иконостас киноискусства.

Михаил Агранович, кинооператор, председатель жюри: "Мне понравилась актерская работа Сергея Гармаша в фильме Чухрая "Холодное танго", работа Владимира Ильина в картине "Время первых". Но вот потрясений не было. А очень бы хотелось.

- Лучший кинодраматург сегодня?

- Зорин.

- Лучший режиссер?

- Глеб Панфилов. Марлен Хуциев. Из тех, кто ушел - Шукшин.

- А если бы к Вам пришли учиться студенты, но у Вас было бы на всё-про всё два дня?

- А вы знаете, этого достаточно. Чтобы ввести в профессию и показать, чем в этой профессии нужно заниматься.

- И чтобы Вы им показали?

- "Летят журавли", это безусловно. А дальше выбор большой. "Черный монах" Юсова, что-то из Рерберга и Лебешева.

Дмитрий Харатьян, актер, член жюри: В этом году мне понравился "Гоголь", "Время первых", "Салют 7", "Нелюбовь". Вне конкуренции - "Аритмия". Самый главный фильм этого года. Но это непрокатная история,это арт-кино…

Владимир Башта, лауреат премии, кинооператор:

- Кому бы Вы дали белый квадрат из режиссеров?

- Это была бы стена из квадратов. Это был бы отдельный разговор. Но, конечно, я водрузил бы туда Тарковского и Кубрика. С этими двумя именами я поступал во ВГИК. Это, как первая любовь.

- А из ваших коллег кому бы вы дали белый квадрат?

- Грэгг Толант, который снял "Гражданина Кейна", и Сергея Урусевского.

- Драматургов?

- Мне нравятся веселые драматурги.

- А как вы оцениваете сами свою работу?

- Вы знаете, она была интересная. Это была первая работа, на которой я отметил три своих дня рождения. Она была просто очень длинная и очень тяжелая. И очень необычная. А лучшим я стал условно.

- Какой кадр был самым сложным?

- В марте месяце мы должны были делать заснеженную тайгу. И группа подготовки три или четыре дня делала в Подмосковье сугробы снежными пушками. На мой взгляд, это получилась лучшая сцена фильма.

- Ваши любимые технические приемы?

- Лучшие приемы - те, которые не видны.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор, номинант:

- Кому бы Вы сами вручили "Белый квадрат" за режиссуру?

- Антониони.

- А драматургу?

- Миндадзе.

- То есть хотите снять грубое мужское кино без сантиментов?

- Да.

- А сняли нежную "Аритмию". Скажите, этот ужасный главврач в "Аритмии" бил Яценко по-настоящему?

- Да. Мы даже сами были несколько обескуражены.

- А на кухне тоже по-настоящему выпивали ?

- Нет, в кадре никто не пил. Саша Яценко такой прекрасный артист, что справился и так. И на съемках никто на самом деле не пьет. Это миф. Иначе ты потеряешь чувствительность. Надо же быть сосредоточенным на том, что ты делаешь.

- Вы сняли еще один фильм, который мне также очень нравится. "Петя по дороге в царствие небесное"… Что там было самым трудным?

- Там был невероятный ветер, и было трудно на ветру этом снимать. Но там был и прекраснейший Николай Николаевич Досталь, хороший человек и удивительный профессионал, и мы хорошо провели время.

-А теперь дайте "Белый квадрат" артистам.

- Наверное, может быть, Андрею Смолякову.

- А из женщин?

- Боюсь кого-то обидеть… Но может быть, Ксении Раппопорт?

- Да, я бы тоже ей дала белый квадрат… Если бы Вам дали курс операторов на два дня, чему бы вы их учили?

- Я бы в первый день учил их быть чутким. К человеку. Вы должны подойти к артисту, и пристроиться к его ритму и дыханию. Потому что твой ритм очень зависит от его ритма. И, может быть, если ты будешь чутким, то все получится. А во второй день я учил бы их быть чувствительным к изменениям, которые перед тобой происходят. Потому что если ты сфальшивишь, зритель это увидит.

- С каким чувством вы начинаете фильм?

- Есть такая штука, как вера. Надо просто верить в то, что ты делаешь.

Веста Боровикова

"