Posted 4 апреля 2018,, 15:24
Published 4 апреля 2018,, 15:24
Modified 7 марта, 16:56
Updated 7 марта, 16:56
Веста Боровикова
Понятие лучший, впрочем, здесь довольно условно, поэтому назовем всех шестерых номинантов. Это Алишер Хамидходжаев ("Аритмия"), Игорь Клебанов ("Холодное танго"), Юрий Клименко ("Матильда"), Михаил Кричман ("Нелюбовь"), Владислоав Опельянц "Заложники"). В жюри вошли актер Дмитрий Харатьян, кинорежиссер Николай Досталь, который продолжает фестивальную эстафету с картиной "Монах и бес", киновед Петр Багров, который приобрёл широкую известность после скандального увольнения из Госфильмофонда и триумфального восстановления там, композитор Максим Дунаевский, написавший музыку к "Трем мушкетерам", "Мэри Поппинс", "Карнавалу" и другим известным советским фильмам.
Возглавил жюри легендарный кинооператор Михаил Агранович, снявший "Покаяние" и "Крейцерову сонату".
- Никогда больше не соглашусь выступать в этой роли. Нужно было выбрать из шести человек, большинство из которых - мои друзья. И я не знаю, будут ли они моими друзьями завтра… Я чувствую себя Пелагеей из программы "Голос. Дети", - высказался Михаил Леонидович перед тем, как вскрыть конверт с фамилией лауреата.
Премию "За вклад в операторское искусство" получил Анатолий Мукасей. Гильдия начала церемонию с поздравления Анатолия Михайловича с годовщиной бриллиантовой свадьбы с режиссером Светланой Дружининой, с которой они снимали "Гардемарины-3". Мукасей снимал также ряд фильмов из золотого фонда советского кино: "Берегись автомобиля", "Большую перемену", "По семейным обстоятельствам".
Получив "Квадрат", Мукасей поблагодарил сестру, жену, невестку и своего учителя Сергея Урусевского.
Премии гильдии не имеют денежного вознаграждения. Операторы получают только довольно увесистый сувенир. Но награда все равно очень ценится, поскольку выдается коллегами по профессии. В этом году она вручалась в четырнадцатый раз, и закончилась церемонией "братания" операторов в зале - групповой фотографией.
Как оказалось, почти вся публика в зале была операторами или членами их семей. Кроме того, операторов пришли поздравить деятели искусства, такие, как Михаил Швыдкой, и кинорежиссеры. В частности, Алексей Учитель, который получил "Квадрат" за своего оператора Юрия Клименко, который на съемках.
Интересна сценарная идея премии - монологи кинокамеры, которой дали возможность воплотиться в женские образы. "Операторы не имеют дела со словом, и это счастье", - одно из ее изречений. Перед вручением квадрата мы поговорили с номинантами и членами жюри. Нам было интересно, кому вручили бы они "Белый квадрат", если бы премия расширила свой диапазон, и вручалась не только кинооператорам, но и режиссерам, кинодраматургам, художникам, актерам. Ведь операторы, как правильно заметила все та же камера, это те, "кто видит привычное необычно". А значит, именно они могут составить альтернативный иконостас киноискусства.
Михаил Агранович, кинооператор, председатель жюри: "Мне понравилась актерская работа Сергея Гармаша в фильме Чухрая "Холодное танго", работа Владимира Ильина в картине "Время первых". Но вот потрясений не было. А очень бы хотелось.
- Лучший кинодраматург сегодня?
- Зорин.
- Лучший режиссер?
- Глеб Панфилов. Марлен Хуциев. Из тех, кто ушел - Шукшин.
- А если бы к Вам пришли учиться студенты, но у Вас было бы на всё-про всё два дня?
- А вы знаете, этого достаточно. Чтобы ввести в профессию и показать, чем в этой профессии нужно заниматься.
- И чтобы Вы им показали?
- "Летят журавли", это безусловно. А дальше выбор большой. "Черный монах" Юсова, что-то из Рерберга и Лебешева.
Дмитрий Харатьян, актер, член жюри: В этом году мне понравился "Гоголь", "Время первых", "Салют 7", "Нелюбовь". Вне конкуренции - "Аритмия". Самый главный фильм этого года. Но это непрокатная история,это арт-кино…
Владимир Башта, лауреат премии, кинооператор:
- Кому бы Вы дали белый квадрат из режиссеров?
- Это была бы стена из квадратов. Это был бы отдельный разговор. Но, конечно, я водрузил бы туда Тарковского и Кубрика. С этими двумя именами я поступал во ВГИК. Это, как первая любовь.
- А из ваших коллег кому бы вы дали белый квадрат?
- Грэгг Толант, который снял "Гражданина Кейна", и Сергея Урусевского.
- Драматургов?
- Мне нравятся веселые драматурги.
- А как вы оцениваете сами свою работу?
- Вы знаете, она была интересная. Это была первая работа, на которой я отметил три своих дня рождения. Она была просто очень длинная и очень тяжелая. И очень необычная. А лучшим я стал условно.
- Какой кадр был самым сложным?
- В марте месяце мы должны были делать заснеженную тайгу. И группа подготовки три или четыре дня делала в Подмосковье сугробы снежными пушками. На мой взгляд, это получилась лучшая сцена фильма.
- Ваши любимые технические приемы?
- Лучшие приемы - те, которые не видны.
Алишер Хамидходжаев, кинооператор, номинант:
- Кому бы Вы сами вручили "Белый квадрат" за режиссуру?
- Антониони.
- А драматургу?
- Миндадзе.
- То есть хотите снять грубое мужское кино без сантиментов?
- Да.
- А сняли нежную "Аритмию". Скажите, этот ужасный главврач в "Аритмии" бил Яценко по-настоящему?
- Да. Мы даже сами были несколько обескуражены.
- А на кухне тоже по-настоящему выпивали ?
- Нет, в кадре никто не пил. Саша Яценко такой прекрасный артист, что справился и так. И на съемках никто на самом деле не пьет. Это миф. Иначе ты потеряешь чувствительность. Надо же быть сосредоточенным на том, что ты делаешь.
- Вы сняли еще один фильм, который мне также очень нравится. "Петя по дороге в царствие небесное"… Что там было самым трудным?
- Там был невероятный ветер, и было трудно на ветру этом снимать. Но там был и прекраснейший Николай Николаевич Досталь, хороший человек и удивительный профессионал, и мы хорошо провели время.
-А теперь дайте "Белый квадрат" артистам.
- Наверное, может быть, Андрею Смолякову.
- А из женщин?
- Боюсь кого-то обидеть… Но может быть, Ксении Раппопорт?
- Да, я бы тоже ей дала белый квадрат… Если бы Вам дали курс операторов на два дня, чему бы вы их учили?
- Я бы в первый день учил их быть чутким. К человеку. Вы должны подойти к артисту, и пристроиться к его ритму и дыханию. Потому что твой ритм очень зависит от его ритма. И, может быть, если ты будешь чутким, то все получится. А во второй день я учил бы их быть чувствительным к изменениям, которые перед тобой происходят. Потому что если ты сфальшивишь, зритель это увидит.
- С каким чувством вы начинаете фильм?
- Есть такая штука, как вера. Надо просто верить в то, что ты делаешь.
Веста Боровикова