Posted 3 апреля 2013,, 20:00

Published 3 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:13

Updated 8 марта, 05:13

«Ника» стала птицей

«Ника» стала птицей

3 апреля 2013, 20:00
Как и ожидалось, главными фаворитами старейшей российской кинопремии за 2012 год стали картины Александра Сокурова и Андрея Прошкина, поделившие между собой львиную долю крылатых статуэток.

Картина «Фауст» выиграла в четырех номинациях: лучший сценарий, лучшая режиссура, лучшая мужская роль Антона Адасинского, лучший фильм. «Орда» – в шести: лучшая музыка, звук, работа оператора, художника и художника по костюмам, лучшая женская роль Розы Хайруллиной и лучшая мужская роль Максима Суханова, набравшего столько же голосов, сколько Адасинский.

«Ники» за лучшую роль второго плана посмертно удостоен Андрей Панин («Искупление»), за женскую – Татьяна Друбич («Последняя сказка Риты»), а открытием года признан режиссер «Шпиона» Алексей Андрианов.

Интересно, что у «Ники» после депортации Юлия Гусмана из Дома кино заметно окрепли крылья, и она стала перелетной – из Дома музыки в Театр Красной Армии, затем – в Крокус Сити Холл, а на сей раз – в Театр оперетты. За 26 лет трижды сменился президент – Виктор Мережко уступил место Эльдару Рязанову, тот – Алексею Баталову, а Баталов в этом году передал свою почетную должность Андрею Кончаловскому. Так что во главе двух национальных киноакадемий теперь стоят два брата: конформный Никита Сергеевич и независимый Андрей Сергеевич, не преминувший отпустить язвительное замечание насчет заметно сузившейся (сравнительно с девяностыми годами) возможности говорить правду. Так что соперничество недолюбливающих друг друга премий, того и гляди, усилится.

Инна Чурикова получила награду «Честь и достоинство».

Правда, президентом «Золотого орла» значится не Никита Михалков, а Владимир Наумов, но все понимают, кто дергает за ниточки. Однако самое занятное не в этом, а в том, как голосуют в общих номинациях «Орла» и «Ники» общие члены обеих академий – одинаково или по-разному, применительно к обстоятельствам. Но этого, увы, не знает никто. Неизвестно даже, сколько людей заседают там и тут: если найти в Интернете список «никониан» не составляет труда, то отыскать список «орлят» так же нелегко, как перечень тайных сотрудников ФСБ.

Неизменным же элементом «Ники» остается ее худрук, чья веселость и находчивость год от года только крепнут. В этом сезоне Юлий Соломонович Гусман освоил новый жанр – художественное чтение ритуальных благодарностей спонсорским компаниям, выговорить названия которых не легче, чем прочесть вслух страницу рейкьявикского абонентского справочника. И если высшим признаком актерского мастерства считать умение сыграть телефонную книгу, то Гусману пора присвоить звание не просто заслуженного, а и народного артиста России. Можно бы еще и почетного церемониймейстера – при условии, что он доведет продолжительность «Ники» до полной вечерней смены.

Что же до распределения призов, то лидерство двух сложнопостановочных фильмов следует признать естественным – но их «академический» успех, увы, не сопряжен со зрительским. Можно пожалеть и о том, что в номинациях «Ники» (как, впрочем, «Белого слона» и «Золотого орла») не представлен «Конвой» Алексея Мизгирева и почти не представлен фильм Василия Сигарева «Жить», хотя их эмоциональная температура выше, чем у основных призеров, сделанных с холодноватым мастерством.

Максим Суханов и Антон Адасинский – обладатели «Ники» за лучшую мужскую роль.

Приятно, что в главных актерских номинациях академики «Ники» не поддались магии имен и наградили двух немолодых кинодебютантов – Розу Хайруллину, очень сильно сыгравшую ханшу в «Орде», и Антона Адасинского, создавшего небывалый образ приземленного Мефистофеля.

Не вызывает сомнения распределение почетных призов. Премия «За вклад в кинематографические науки, критику и кинообразование» присуждена Владимиру Дмитриеву – главному хранителю Госфильмофонда РФ, великому знатоку кино, создателю и руководителю фестиваля архивного кино «Белые Столбы». Получившие новоназванный приз имени Алексея Германа «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе не просто внесли вклад, а создали новый жанр – социальное кино с этическим пафосом и метафизическим подтекстом. Более чем заслужил награду «Честь и достоинство» и другой замечательный тандем – Инна Чурикова и Глеб Панфилов.

Подводя итоги прошлого года, остается назвать общих лауреатов трех главных кинопремий – «Белого слона», «Золотого орла» и «Ники». Ими стали сценарист «Фауста» и «Орды» Юрий Арабов, художник «Орды» Сергей Февралев и режиссер документального фильма «Антон тут рядом» Любовь Аркус.

"