Posted 3 апреля 2006,, 20:00
Published 3 апреля 2006,, 20:00
Modified 8 марта, 09:13
Updated 8 марта, 09:13
После того как только были опубликованы списки номинантов на премию «Инновация», все критики выразили сочувствие будущему жюри. Сложилась такая ситуация, когда изголодавшиеся по вниманию и прежде всего по государственному признанию галеристы, кураторы и все, кто отвечает за нашу бурную арт-жизнь, решили включить в финальный лист все более-менее заметные явления и проекты прошлого года.
Главный раздел – «Произведение визуального искусства» насчитывал 21 работу. Здесь участвовали художники разных весовых категорий и разной направленности: от мэтров до дебютантов. К тому же едва ли не половина номинантов оказались кровно связанными с Центром современного искусства (и это не прибавляло объективности). В итоге именно в этой части «Инновация» преподнесла самый неожиданный результат. Победителем оказался Алексей Каллима со своей инсталляцией «Челси-Терек», созданной для показа в Лондоне на фестивале «Московский прорыв». Нужно заметить, в предыдущем обзоре «НИ» специально выделили именно эту картину художника – выходца из Грозного. Но выделяли ее как эдакую экзотическую птицу среди давно знакомых и статусных произведений. Картина написана люминесцентными красками и смотрится лишь в лучах синей лампы. Она изображает некий фантазийный футбольный матч команды «Терек» с клубом «Челси», где чеченская команда ведет с разгромным счетом 6:2. Почему именно это не слишком заметное произведение обошло многие вещи, получившие широкий резонанс в Москве и Питере, – вопрос к жюри, которое пока никак не комментирует выбор. Есть опасения, что, как и в киношном «Оскаре», здесь перевесили соображения политкорректности: во-первых, Каллима давно известен как независимый художник, развенчивающий мифы о чеченской войне и перекладывающий образы этой войны на галерейный язык, во-вторых, опять же сказывается участие Центра в продвижении проекта. Так или иначе, все закончилось мирно, без эпатажа, но с легким налетом политической свободы.
В номинации «Лучший кураторский проект» награждена директор Дома фотографии Ольга Свиблова за фотопроект «Вторжение» в рамках Первой московской биеннале. Удивительно то, что наградили не саму биеннале и ее организаторов, а лишь небольшую часть этого смотра актуального искусства. Видимо, захотели просто отметить Ольгу Львовну – фактического монополиста на московском фоторынке, но в то же время дистанцировались от скандалов и споров Первой биеннале (тем более, не за горами Вторая).
Наконец, премия «За творческий вклад в развитие современного искусства» ушла во Францию, где живет Оскар Рабин, собирающий и изучающий нонконформистское искусство. Эту награду можно расценить как жест уважения к предшествующему поколению неформальных мастеров, на чьи плечи до сих пор опираются галереи и музеи, работающие с картинами ХХ–XXI веков.