Posted 3 апреля 2006,, 20:00

Published 3 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

«Челси-Терек» впереди

«Челси-Терек» впереди

3 апреля 2006, 20:00
Министерство культуры учредило премию «Инновация», которая со временем, возможно, станет диктовать моду в изобразительном искусстве. Это первая солидная премия на арт-сцене. В минувшие выходные в Центре современного искусства выбирали лучшие произведения и художников за 2005 год. Как показала раздача призов, пока выбор

После того как только были опубликованы списки номинантов на премию «Инновация», все критики выразили сочувствие будущему жюри. Сложилась такая ситуация, когда изголодавшиеся по вниманию и прежде всего по государственному признанию галеристы, кураторы и все, кто отвечает за нашу бурную арт-жизнь, решили включить в финальный лист все более-менее заметные явления и проекты прошлого года.

Главный раздел – «Произведение визуального искусства» насчитывал 21 работу. Здесь участвовали художники разных весовых категорий и разной направленности: от мэтров до дебютантов. К тому же едва ли не половина номинантов оказались кровно связанными с Центром современного искусства (и это не прибавляло объективности). В итоге именно в этой части «Инновация» преподнесла самый неожиданный результат. Победителем оказался Алексей Каллима со своей инсталляцией «Челси-Терек», созданной для показа в Лондоне на фестивале «Московский прорыв». Нужно заметить, в предыдущем обзоре «НИ» специально выделили именно эту картину художника – выходца из Грозного. Но выделяли ее как эдакую экзотическую птицу среди давно знакомых и статусных произведений. Картина написана люминесцентными красками и смотрится лишь в лучах синей лампы. Она изображает некий фантазийный футбольный матч команды «Терек» с клубом «Челси», где чеченская команда ведет с разгромным счетом 6:2. Почему именно это не слишком заметное произведение обошло многие вещи, получившие широкий резонанс в Москве и Питере, – вопрос к жюри, которое пока никак не комментирует выбор. Есть опасения, что, как и в киношном «Оскаре», здесь перевесили соображения политкорректности: во-первых, Каллима давно известен как независимый художник, развенчивающий мифы о чеченской войне и перекладывающий образы этой войны на галерейный язык, во-вторых, опять же сказывается участие Центра в продвижении проекта. Так или иначе, все закончилось мирно, без эпатажа, но с легким налетом политической свободы.

В номинации «Лучший кураторский проект» награждена директор Дома фотографии Ольга Свиблова за фотопроект «Вторжение» в рамках Первой московской биеннале. Удивительно то, что наградили не саму биеннале и ее организаторов, а лишь небольшую часть этого смотра актуального искусства. Видимо, захотели просто отметить Ольгу Львовну – фактического монополиста на московском фоторынке, но в то же время дистанцировались от скандалов и споров Первой биеннале (тем более, не за горами Вторая).

Наконец, премия «За творческий вклад в развитие современного искусства» ушла во Францию, где живет Оскар Рабин, собирающий и изучающий нонконформистское искусство. Эту награду можно расценить как жест уважения к предшествующему поколению неформальных мастеров, на чьи плечи до сих пор опираются галереи и музеи, работающие с картинами ХХ–XXI веков.

"