Posted 4 марта 2019,, 06:00

Published 4 марта 2019,, 06:00

Modified 7 марта, 15:59

Updated 7 марта, 15:59

Шедевры английской живописи покажут в музее им А.С.Пушкина

Шедевры английской живописи покажут в музее им А.С.Пушкина

4 марта 2019, 06:00
5 марта в музее им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с галерей "Тейт" (Лондон) открывается уникальная выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Генеральным спонсором проекта выступил банк ВТБ.

Иван Петровский

Уникальность выставки в том, что никогда еще российский зритель не видел столь обширного собрания так называемой "фигуративной английской живописи". В Москву привезли сразу 80 живописных и графических работ.

Но для начала следует пояснить, что термин "Лондонская школа" был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году и он характеризует творчество шести художников. Это - Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс.

Но, помимо этих мастеров, на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены еще четыре живописца, чьи творческие установки, методы работы, а также обстоятельства биографий позволяют причислить их к Лондонской школе. Это - Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу.

В противовес абстракционизму и концептуализму мастера Лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи. Не стремясь угадать направление развития актуальных художественных течений, эти художники видели свою задачу в передаче реальных, «жестоких» сторон жизни, в выражении чувственно-осязаемой действительности. Нагляднее всего это демонстрируют работы Дэвида Бомберга и его учеников – Франка Ауэрбаха и Леона Коссофа.

В центре внимания художников Лондонской школы оказалось человеческое тело; передаче его уязвимости и одновременно жизнеспособности посвящены многие работы художников. Невероятная тщательность наблюдения за моделью – характерная черта творчества Люсьена Фрейда, сделавшая его самым известным портретистом современности.

Наряду с обращением к человеческой фигуре, для художников Лондонской школы характерен интерес к пейзажному жанру. Созданные ими образы Лондона связаны с личными историями и субъективным восприятием города, в метафорическом смысле они оказываются своеобразными экзистенциальными автопортретами их авторов. Живопись как глубоко автобиографический процесс – вот что интересовало представленных на выставке художников.

Художники Лондонской школы разрабатывали сложные сюжеты, уделяя особое внимание динамике и эстетике социальных отношений. Фрэнсис Бэкон неоднократно говорил о желании уйти от повествовательности, однако его работы представляют собой непрерывный рассказ о личной жизни, отношениях и потерях. Майкл Эндрюс и Р.Б. Китай, в свою очередь, создавали образы на основе литературных источников, фотографий и работ других художников.

Этот проект встает в один ряд с более ранними масштабными выставками, осуществленными ГМИИ в сотрудничестве с Тейт: «Тёрнер. 1775–1851» (2008–2009), «Уильям Блейк и британские визионеры» (2011–2012), «Прерафаэлиты: викторианский авангард» (2013). Экспозиция продолжает знакомить российского зрителя с важнейшими вехами в истории искусства Великобритании, а также с основными направлениями и тенденциями в европейском искусстве после Второй мировой войны; первым шагом на этом пути был проект «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (2017).

Выставка ранее с успехом прошла в Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе. В общей сложности ее посетили более 600 тысяч зрителей.

«В драматичное послевоенное время, связанное с болью утрат и переоценкой социальных, философских и культурных парадигм, искусство взяло на себя смелость не только вновь поднимать самые сокровенные, самые “проклятые” вопросы, но и пытаться давать на них ответы. - комментирует Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина,- Один из таких вопросов – что значит быть человеком, личностью в век массовой субъективности, сформированной всепроникающими “машинами желания”? Как противостоять пространству симуляции – пространству, в котором ничто не правда, все относительно? Рецепт британских художников заключался в том, чтобы зацепить самые сильные эмоциональные струны, апеллировать к самым глубинным человеческим чувствам, таким как физическое ощущение присутствия себя в пространстве или тактильное, осязательное восприятие окружающего мира. Их живопись практически всецело про интенсивность переживания и, конечно, – всегда про человека. На картинах, представленных на выставке, человек чаще всего наг и беззащитен: эти образы испытывают и нашу реакцию, и чувствительность – проверяют, живы ли мы».

«Выставка являет собой кульминационный момент в истории многолетних партнерских взаимоотношений между нашими институциями, основывающихся на межмузейном обмене значительными произведениями искусства и выставками. Этот проект способствует осуществлению нашей общей миссии, направленной на то, чтобы искусство было востребованным и понятным широкой зрительской аудитории». - добавляет Мария Болшоу, директор Тейт.

Специально к выставке подготовлена образовательная программа, в рамках которой пройдут лекции кураторов проекта Элены Криппы (Тейт) и Данилы Булатова (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и специалистов из Великобритании: Джеймса Бирча – куратора первой выставки Фрэнсиса Бэкона в Москве, Кэтрин Лэмперт – куратора, директора Галереи Уайтчепел (с 1988 по 2001 год), автора книг о Франке Ауэрбахе и Юэне Аглоу, и Пенни Джонсон – директора Государственной коллекции произведений искусства Соединенного Королевства. С лекциями также выступят историк театра, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич и заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Александра Данилова.

Кроме того, выставку будет сопровождать цикл дискуссий, подготовленный агентством Science.me. В дискуссиях примут участие ведущие российские ученые – специалисты по изобразительному искусству, поэзии, философии и социальной антропологи.

Выставка будет сопровождаться специальной образовательной программой для людей с инвалидностью, которая включает экскурсии на жестовом языке, тактильную экспозицию для незрячих и слабовидящих, а также диджитал-гиды на сайте музея и платформе IZI.travel.

СПРАВКА

Сотрудничество банка ВТБ с ГМИИ им. А.С. Пушкина началось в 2005 году. За этот период был реализован ряд крупных совместных проектов, среди которых выставки «Встреча с Модильяни», «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции», «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе», «Хаим Сутин. Ретроспектива», «Пикассо & Хохлова», «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники». В 2018 году ВТБ стал генеральным спонсором музея.

"