Posted 3 марта 2015,, 21:00

Published 3 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:02

Updated 8 марта, 02:02

Коня на скаку остановит

Коня на скаку остановит

3 марта 2015, 21:00
Диснеевской «Золушке», которая была фильмом закрытия на Берлинале-2015, удалось порадовать и зрителей, и прессу. И это символично, ведь когда-то на самом первом Берлинском кинофестивале была показана ее классическая анимационная предшественница, снятая в 1951 году.

Когда известного британского режиссера Кеннета Брану, перенесшего на экран почти всю шекспировскую классику, спросили, зачем ему понадобилась старая добрая сказка, он ответил, что этот сюжет будоражит воображение и по сей день. Безусловно, с одной стороны, это история, которую все знают, а с другой, возможность балансировать между романтикой и психологической новизной традиционных персонажей. И уходить от излишней сентиментальности, оставаясь интересными и детской, и взрослой аудитории.

Мы вспоминаем Шарля Перро, слышим музыку Патрика Дойла, видим декорации художника Данте Ферретти и замечательные костюмы Сэнди Пауэлл, у которой уже три «Оскара»: за работу в фильмах «Влюбленный Шекспир», «Авиатор» и «Молодая Виктория». И она заслуженно получила свою бурю аплодисментов на пресс-конференции, посвященной фильму, так как костюмы в «Золушке» также тянут на «Оскара». Одни лишь хрустальные туфельки чего стоят или платье бальное, переливающееся всеми оттенками небесно-синего.

Но до королевского бала Элле, а позже Золушке (Лили Джеймс, известной по сериалу «Аббатство Даунтон») предстоит испить свою чашу страданий, и все будет так, как всем знакомо. Папа-вдовец с печальным лицом (Бен Чаплин) приведет в дом новую жену с двумя дочерями, потом папы не станет, и добрую милую Эллу переселят на чердак и назовут Золушкой. И будет она дружить с мышками, любящими сыр.

Ирония и карикатурность органично вплетаются в ткань картины с появлением Мачехи. А в этой роли несменяемо значилась Кейт Бланшетт на всей стадии проекта с 2012 года, пока менялись режиссеры, актеры и другие участники съемочной группы. Героиня Бланшетт выходит из кареты с царственным видом и, не сказав ни слова, не взглянув даже на бедную Эллу, проходит в свой новый дом. Прямая спина, роскошная черная шляпа с огромными полями да злобно шипящий толстый кот в сопровождении. Первое появление Бланшетт – исключительно со спины. А в зале уже звучит смех.

Закономерно, что, когда придет время Феи, крестной Эллы, будет еще одна порция узнавания и детской радости. Потому что в этой роли выступила Хелена Бонем Картер, от которой всегда ждут эксцентрики. Недаром шутили, что на кастинге можно было и иначе расставить, и Картер ожидали увидеть не Феей, а Мачехой. Но Кеннет Брана справедливо подумал и о неожиданных находках. Волшебница из Бонем Картер получилась немножко суетливая, слегка нелепая и довольно смешная. Если Бланшетт в рисунок роли добавила низкий специфический голос, то Картер отталкивается от внешнего. Забывчивая такая фея, хлопотливо взмахивающая волшебной палочкой.

И будут мыши превращены в лошадей, тыква – в карету, а гуся посадят ею управлять. И тот в решающий момент скажет: «Я не умею водить, я же гусь!» Вот таких эпизодов с элементами магии и игры в новой «Золушке» хватает, она и трогательна, и забавна. И когда часы уж полночь бьют и карета, мчащаяся в обратный путь, возвращается в состояние тыквы (по фрагментам!), а возница – в гуся (тоже по частям), вот здесь даже взрослые начинают радостно хлопать в ладоши и веселиться, как дети.

Кстати, и Принц выбран безошибочно и получился достаточно нетривиальным, таким фут-фетишистом. Его исполняет Ричард Мэдден из «Игр престолов», и с юной и свежей Лили Джеймс они образуют отличную пару.

В этой «Золушке» не будет рискованных экспериментов (как, например, с отрубанием стопы, дабы туфелька налезла, как это было в недавнем пестром мюзикле «Чем дальше в лес...»), она сделана по традициям старой школы, но есть тут много волшебства, легкости, магии. И в этом ее главное очарование.

Впрочем, и определенная доза феминизма присутствует, так как новая Золушка вовсе не ждет принца. Как говорит режиссер, «она сама может о себе позаботиться, и, даже если принц не появится, с ней все будет хорошо».

"