Рус
Eng
Спасли и сохранили

Спасли и сохранили

4 февраля 2013, 00:00
Культура
ЕЛЕНА РЫЖОВА
В пятницу в Подмосковье завершился XVII международный фестиваль архивного кино «Белые Столбы». И хотя обещанный приезд нового русского гражданина Жерара Депардье в Госфильмофонд так и не состоялся, киносмотр от этого менее интересным не стал. В течение пяти дней гостям фестиваля демонстрировались десятки раритетных лен

На вопрос корреспондента «Новых Известий», по какому принципу составляется программа фестиваля, киновед и руководитель художественных программ «Белых Столбов» Валерий Босенко сказал: «Она подбирается таким образом, чтобы не быть «заезженной» привычным кругом». И действительно, на киносмотре было не так много лидеров проката прошлых лет – более-менее известных лент, зато настоящей сенсацией стали несколько фильмов-находок, которые совершенно случайно удалось обнаружить в зарубежных киноархивах.

Так, в чешских киноархивах киноведам попались на глаза три уникальных российских фильма 1920–1930-х годов, считавшихся навсегда утраченными. В десятиминутном «Гопаке», представляющем собой запись украинского танца в исполнении артистов Мариинского театра, Михаил Цехановский впервые попытался совместить звук и изображение (по сути, режиссер снял в 1931 году первый клип). Картина «Афганистан» Владимира Ерофеева – вообще первая съемка этой страны европейцами, сделанная в 1928 году. А «Улица поперек» Владимира Сутеева – один из первых звуковых мультипликационных фильмов о правилах дорожного движения.

В рамках рубрики «Сохранились не полностью» была продемонстрирована еще одна архивная находка – фрагменты уничтоженного фильма Сергея Эйзенштейна «Бежин луг». А премьера снятой режиссером короткометражки «Катастрофа в Оахаке» – про землятрясение в Мексике – состоялась спустя 70 лет после создания ленты.

Как рассказал «НИ» Валерий Босенко, впервые в России в рамках фестиваля был показан фильм «Бунтарь» итальянского режиссера Джанкарло Бокки, создающего документальные ленты на архивном материале. Картина посвящена итальянскому революционеру Гуидо Бичелли, организовавшему в Парме в начале 1920-х годов первое антифашистское противостояние власти Муссолини. «Мы не искали этот фильм, – рассказал «НИ» киновед. – Режиссер Джанкарло Бокки сам вышел на нас и сказал, что «Бунтаря» показали в Мадриде, в Париже, и он очень хотел, чтобы и в Москве знали о нем. Сенсация это или нет – сложно сказать, но такой показ явно не банален».

Несмотря на наличие в залах Госфильмофонда современной цифровой аппаратуры для демонстрации фильмов, ощущение, что на экране именно раритеты, присутствует благодаря тому, что большая часть показов происходит через аналоговый кинопроектор, издающий характерный звук.

К слову, в Госфильмофонде находится на хранении свыше 65 тыс. наименований фильмов. Для сравнения – в аналогичных европейских архивах содержится в среднем от 15 до 25 тыс. кинематографических единиц. Очевидно, что в ближайшие годы у «Белых столбов» вряд ли будет дефицит уникального и интересного материала, которым в последнее время начали страдать более «раскрученные» фестивали. К тому же, по словам Валерия Босенко, стало появляться все больше энтузиастов, готовых корпеть и по кадрам собирать раритетные ленты.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter