Posted 3 февраля 2008,, 21:00

Published 3 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Наши куклы в Париже

Наши куклы в Париже

3 февраля 2008, 21:00
В день открытия выставки российских кукол в столице Франции неожиданно забастовали таксисты, и ее организаторы встревожились не на шутку: доберутся ли вовремя все приглашенные на вернисаж. Но опасения оказались напрасными: залы Российского центра науки и культуры в Париже были переполнены. Представители посольств, аккр

Здесь были все «заинтересованные лица», кроме автора этого масштабного проекта, известного российского мастера Олины Вентцель, внезапно скончавшейся незадолго до этого события. Однако ее образ, ее имя присутствовали во всем: будь то документальные кадры на телеэкранах, речи выступавших на торжественной церемонии открытия и уж, конечно, сами куклы, хранившие тепло ее рук, ее большого и доброго сердца.

«Мы не знаем, что будет с нами, – сказал на открытии выставки посол России во Франции Александр Авдеев, – но знаем, что эти произведения останутся, потому что они – необыкновенное сочетание любви к искусству, прекрасного вкуса и большого таланта». «Я влюбилась в эти работы, как только их увидела», – призналась Элеонора Митрофанова, руководитель Росзарубежцентра.

Фарфоровые персонажи разных стран и эпох в великолепно сшитых костюмах предстали перед парижанами отнюдь не статичными. Выставка задумана как яркое и динамичное действо, как спектакль, приглашающий не только к созерцанию, но и к размышлениям о подлинных и мнимых ценностях жизни, о быстротечности и хрупкости бытия. Олина Вентцель была убеждена в том, что всех людей на планете объединяет пространство и время. Вот почему в столь необычной экспозиции мирно «сосуществуют» Генрих Восьмой и Наполеон, Чингисхан и Черчилль – всего 44 фарфоровые персоны. Все они размещены в затемненном зале с огромным, на всю стену, экраном, на котором кадры компьютерной графики как бы сопровождают ту или иную кукольную композицию, сообразно конкретной эпохе. Вот на экране появились египетские пирамиды. Яркий луч прожектора выхватывает из темноты зала фигуры Нефертити и Эхнатона. Музыка, различные звуковые эффекты усиливают эмоциональное воздействие экспозиции…

«Удивить Париж чем бы то ни было невозможно. Однако я убежден в том, что незамеченной выставка не останется, – говорит известный российский художник Никас Сафронов. – А потому трудно переоценить значимость подобных акций в создании положительного образа сегодняшней России за рубежом».

Заместитель директора парижского Музея Армии Жан-Пьер Реверсо внимательно всматривался в фарфоровый лик своего знаменитого соотечественника Наполеона Бонапарта: «Ну, до чего же похож!» Собственно, наполеоновских ликов было два: кукольный и портретный, на фарфоровой вазе ручной работы, подаренной организаторами выставки музею. Таких ваз, изготовленных на мануфактуре Rudolf Kampf, всего четыре. Они подарены в разное время Биллу Клинтону, Вацлаву Гавелу и королю Норвегии Харальду Пятому. Четвертая по счету ваза преподнесена парижскому Музею Армии. «Я уже нашел для нее самое почетное место в экспозиции даров нашему музею. А пока работает московская выставка в Париже, она будет стоять здесь, в соседнем зале, для всеобщего обозрения».

С каждым днем растет число посетителей «Истории человечества в куклах», которая не оставляет равнодушным никого. Известная французская актриса Консуэло Де Хавиланд поделилась с «НИ» своими впечатлениями от увиденного: «Выставка мне очень понравилась. У кукол необыкновенно выразительные глаза. Мне очень жаль, что художница не смогла увидеть триумф своего искусства».

«Всем известны знаменитые «дягилевские сезоны» в Париже, – говорит потомственная княгиня, парижанка Наталья Шаховская. – Приятно сознавать, что в России возрождается меценатство, что находятся состоятельные люди, которые готовы сделать русское искусство достоянием огромного числа людей. Я благодарна за это Анастасии и Сергею Чижовым».

Так что, если вы будете в Париже, непременно побывайте на выставке «История человечества в куклах». Она открыта по 11 февраля.

"