Posted 2 декабря 2015,, 21:00

Published 2 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Писательница Людмила Улицкая

Писательница Людмила Улицкая

2 декабря 2015, 21:00
На 17-й Международной книжной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction Людмила Улицкая представила свою новую книгу «Лестница Якова». Роман основан на письмах из семейного архива автора. Отвечая на вопрос читателя о том, не стоит ли нам оторваться от компьютера и вновь вернуться к рукописным текстам хотя бы в ли

– Можно сказать, что каждый великий роман – это разговор автора с Богом. Что есть я, мироздание, бессмертие. «Лестница Якова» – попытка написать такое произведение. Вам не кажется, что сегодня все меньше становится тех, кто хочет думать и кто может этой книгой заинтересоваться?

– Если кто-то заинтересуется этой книгой, то скорее это мои современники, старшие и младшие, которые задумывались об истории своей семьи и поняли, что все мы со своими локальными семейными историями участники большой истории страны. Книга вышла почти месяц тому назад, и теперь я могу быть уверена, что такие люди действительно есть, и среди них есть и люди молодого поколения. Это меня радует. Что же касается разговора с Богом, это тема глубоко личная, каждый человек ведет этот разговор всю жизнь, иногда не отдавая себе в этом отчета.

– Вы описываете отчасти судьбу вашего предка Якова Улицкого. Человека, попавшего под каток репрессий. Таких людей было много… Репрессии – оттепель – застой. Как прекратить «дурную бесконечность»?

– Мне кажется, что каждое время предъявляет человеку разные вопросы. Иногда ответ имеет поколенческий характер: когда началась Великая Отечественная война, ответ был довольно прост – сотни тысяч молодых людей бегом побежали в военкоматы. И это был прямой и мужественный ответ на вызов времени. Сегодня время гораздо более сложное, и вопросы более сложные. Мне кажется, что мы попали в такой отрезок, когда чрезвычайно важно самостоятельно думать и самостоятельно принимать решения, и они, как правило, сегодня лежат в области частной жизни. В обстоятельствах, когда корыстолюбие и безответственность просто разлиты в воздухе, очень важно определить границы, которых ты лично не перешагиваешь, даже если огромное большинство людей этих границ не ощущают.

– Некоторые сегодня говорят так: «Чего ждать от страны, где много лет уничтожали всех думающих и несогласных. Генофонд сильно пострадал от репрессий. Победили те, кто расстреливал, и сегодня мы пожинаем плоды»…

– Это ужасный диагноз – я имею в виду заключение, что мы живем в стране, где победили расстреливающие… На генетический фонд трудно влиять – рождаются новые дети, меняются условия существования, но у меня нет такого чувства, что наши дети хуже нас. Более того, мне очень нравится поколение двадцатилетних – они свободнее, они не пережили того страха, который так изуродовал психику наших родителей. Хотелось бы, чтобы больше не было ни революций, ни кровопролитных войн. Вопрос, как мне кажется, в том, насколько люди усваивают уроки прошлого. Если эти уроки плохо усвоены, мы с вами снова можем оказаться в новой войне и в новой революции.

– Ваши герои – люди родные, они похожи в поступках, привычках. Что такое родовой код, о котором вы упоминаете? Существует ли код страны?

– Кода этноса, я думаю, нет. Даже и семейный код во многом определяется и воспитанием, и атмосферой общества. Это очень старый вопрос для генетики: какова роль наследственности, до какой степени среда влияет на проявление тех или иных заложенных в человеке качеств. Сегодняшняя наука в общем считает, что роль среды в проявлении и выражении тех или иных генов довольно велика.

– Часть населения нашей страны жадно стремится к свободе, другая часть прекрасно чувствует себя обеспеченными «рабами». Кто прав в исторической перспективе? Может быть, все дело в крепостном праве, которое сравнительно недавно у нас отменили? Мы просто не видим ценности свободы?

– В истории нет, как мне представляется, правоты или неправоты. История страны в конечном счете зависит от социальных реакций. Если бы в 1917 году общество иным образом реагировало на дикий хаос, который образовался после февральской революции, если бы огромные массы людей, травмированных поражением в войне, не пошли за большевиками, была бы другая история. Это слишком просто – исходить из предпосылки, что поведение народных масс в этот период определялось крепостным правом. Скорее реакция была обратной: опьянение предполагаемой свободой при полном отсутствии ответственности, которая сопряжена со свободой.

– В своих книгах вы часто рассказываете об особенных людях. Многие из них обладают талантом соучастия. Уметь сострадать – талант? Насколько это важно сегодня?

– Вообще-то у меня наибольший интерес всегда вызывали не особые, а незначительные и маргинальные люди. И талант соучастия, возможно, скорее проявляется как раз у людей «незначительных». Умение сострадать – талант, конечно же. Такой же редкий, как и все другие таланты. Это важно было всегда, во все времена. Давайте вспомним Максимилиана Волошина – он жил в Крыму в те времена, когда Крым переходил из рук в руки – от красных к белым, от белых к красным, и те, и другие кровожадно уничтожали друг друга. А Макс, святой человек, гений места, гений Крыма, спасал от смерти, укрывал у себя в доме и тех, и других. Рискуя жизнью. Как важно об этом хотя бы помнить…

– Сегодня в обществе сильная разобщенность. Объединить, наверное, могла бы культура, которая государством, по большому счету, не поддерживается. Может быть, упадок культуры выгоден тем, кто управляет?

– Не могу согласиться с этой точкой зрения. Государство само представляет собой элемент культуры, никто не доверял ему функции управления культурой. Это одна из распространенных иллюзий и государства, и общества. Значительная и наиболее важная часть культуры вообще невидима для государственных деятелей, поскольку сами они находятся на довольно низком культурном уровне. Посмотрите на депутатов нашей Думы – они постоянно демонстрируют такое трогательное невежество. Вспомните Никиту Хрущева – у него тоже была иллюзия, что он что-то понимает в изобразительном искусстве… История продолжается, не меняя вектора. Но правы вы определенно в том отношении, что культура – единственное лекарство от варварства. Но рассчитывать на то, что государство будет финансировать культуру, не стоит. Культурных людей выращивают хорошие школы, хорошие книги, хорошая музыка, и не в силах государства это запретить. Хотя такие случаи бывали. Но культура – плод деятельности талантливых и мотивированных людей – и в искусстве, и в науке. И никакое государство не в силах запретить творческие движения отдельно взятых людей. Но затормозить – да, может.

– Церковь сегодня – это часть политики, как когда-то давно? Так было всегда и так будет? Как вы отнесетесь к тому, что Закон Божий начнут преподавать в школе?

– Церковь – часть человеческой культуры. У любой институцированной религии всегда появляются амбиции руководить жизнью отдельного человека и общества в целом. Это было всегда, об этом свидетельствует история религии. Закон Божий, в разных его версиях, – плод длительной эволюции человека, он давал возможности для выживания общества, которому необходим нравственный закон для выживания. В наше время на этой почве возникло множество новых вопросов, ответы на которые не записаны в конце учебника, как в учебнике арифметики. Если в наших школах начнут преподавать Закон Божий, то он будет базироваться на катехизисе Православной церкви, и тогда множество людей, к ней не относящихся, будут ущемлены. Что скажет мусульманин, иудей, да и атеист, если его ребенка начнут обучать по этому катехизису? Думаю, что идеальным был бы курс истории религий.

– Вы как-то заметили, что сегодняшнего человека будут ­изучать культурологи будущего. Каковы его основные черты?

– Цивилизации развиваются не синхронно, разные общества пребывают как бы в разных исторических эпохах. В североатлантической цивилизации – я предпочла бы назвать ее постхристианской – скорость развития общества и технологий одна, в других цивилизациях процессы идут гораздо более медленно, и, как мне кажется, именно в этом и заключаются острые проблемы XXI века. В одном я совершенно уверена: такого цивилизационного слома, такой грандиозной и ключевой точки, как сейчас, никогда еще не было. И нет уверенности, что человечество выживет в этих грядущих катаклизмах. Изучать будет некому и некого.

– Нацизм может победить сегодня? Таджикский мальчик, отобранный у матери и погибший, не является признаком этого?

– Эта ужасная история с таджикским мальчиком Умарали Назаровым свидетельствует в первую очередь о том, сколь равнодушны и бесчеловечны люди, принимавшие участие в этой «казенной» операции. Как будто никто и не совершил преступления… И самое для меня ужасное заключается в том, что, если бы на любом из этапов этой операции по «отнятию ребенка у матери и помещению его в медицинское учреждение» встретился хотя бы один нормальный человек, с простыми человеческими реакциями, этой гибели не произошло бы. Такого человека не нашлось – и в этом настоящая трагедия. Что мы за люди? Может быть, действительно уже пора изучать популяцию людей, лишенных чувства сострадания?

– Вокруг «Детского проекта Людмилы Улицкой» разгорелся скандал, в одной из книг, говоря о семье, рассказывалось о гомосексуальных семьях. Что сейчас с этим проектом?

– Вышли в минувшем году книги о языке, о праздниках, об общении. Написаны две последние книги – об экологии и об агрессии. Последняя, написанная выдающимся российским антропологом Мариной Бутовской, почти готова к публикации. Проект временно заморожен, но я надеюсь, что нам все же удастся его закончить. Я очень сожалею, что разгоревшийся вокруг одной из книг скандал затормозил этот проект. Общество, как видно, оказалось не готово признать тот факт, что гомосексуальные семьи существуют – нравится нам это или не нравится. Но существуют не только семьи, существуют в таких семьях и дети, и именно ради них и была написана эта книга – детей из гомосексуальных семей в школе часто подвергают тому, что называется «буллинг» – школьная травля. А вот об этом можно как раз узнать из книги об агрессии. Это полезное знание, как мне хочется надеяться, могло бы немного облегчить жизнь тех ребят, по отношению к которым школьная среда бывает особенно жестока: к инвалидам, к детям с особенностями развития, а заодно и к тем, у которых две мамы… Дети не несут ответственности за выбор своих родителей.

СПРАВКА «НИ»

Людмила УЛИЦКАЯ родилась 23 февраля 1943 года в городе Давлеканово в Башкирии, где ее семья находилась в эвакуации. После войны вернулась в Москву. Окончила биологический факультет МГУ по специальности биолог-генетик. Работала в Институте общей генетики АН СССР, но была уволена оттуда за перепечатку самиздата. Затем была завлитом Камерного еврейского музыкального театра. Писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио. По заказу Министерства культуры СССР рецензировала пьесы и переводила по подстрочнику стихи с монгольского языка. Публиковаться начала в 1983 году. За повесть «Сонечка» (1992) Улицкая получила французскую премию Медичи как за лучшую переводную книгу года. Ее роман «Казус Кукоцкого» был удостоен русской Букеровской премии (2001) как лучшее литературное произведение года. За роман «Даниэль Штайн, переводчик» получила премию «Большая книга» (2007). В 2014 году стала Офицером Ордена Почетного Легиона (Франция). В 2007 году Улицкая учредила Фонд Людмилы Улицкой по поддержке гуманитарных инициатив. Одним из проектов фонда является проект «Хорошие книги», в рамках которого Улицкая сама выбирает книги российских издательств и отправляет их в российские библиотеки.

"