Posted 2 декабря 2015,, 21:00

Published 2 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

О братьях и сестрах

О братьях и сестрах

2 декабря 2015, 21:00
Пришедшие в Новосибирск метели подняли температуру с минус 20 до 0. Дороги встали в пробках (снег здесь, похоже, не чистят принципиально). Главным бонмо зимы стало высказывание чина из городской администрации «снег снова выпал неожиданно». Однако, не взирая на погодные условия и полегчавшие кошельки, зрители спешат в т

Когда-то Русалочка Андерсена пожертвовала голосом за пару человеческих ног. Тимофей Кулябин лишил своих актеров речи, переведя текст Чехова на язык глухонемых, для обретения зазора между словами и действиями, эмоциями и их словесным выражением. Музыкальные чеховские фразы висят написанными на планшете над головами персонажей. А герои «Трех сестер» отчаянно жестикулируют, мычат, экспансивно теребят друг друга, чтобы собеседник не отвлекался, а следил за обращенной к нему речью.

Дом Прозоровых, выстроенный на сцене «Красного факела» сценографом Олегом Головко, лишен стен, и зритель видит происходящее во всех его углах и закутках. Комнаты маленькие (похоже, постановщик изучил мелиховский дом Чехова). Наташа (Клавдия Кучусова) делает педикюр перед свиданием с Протопоповым, поставив ногу на спинку кроватки Бобика. В сцене пожара матрасы для погорельцев и добровольцев занимают всю гостиную. Детские игрушки валяются в самых неподходящих местах.

Спертость пространства при конденсированном выражении чувств дает особый накал происходящему. Все агрессивно требуют внимания, толкают друг друга, любое несогласие перерастает в скандал. Воздух дома буквально раскален бурлящей лавой чувств его обитателей. «Как все нервны!» – мог бы констатировать доктор Дорн. Чувства корчатся, безъязыкие. Какие там полутона и чувства, нежные, как цветы!

Чеховские герои беззвучно кричат друг другу и миру. Но безжалостная жизнь заглушает не только трех сестер Прозоровых, но и всех обитателей дома. В истории развала и распада самой интеллигентной семьи города акценты расставлены неожиданно и убедительно. Вот в сумасшедшей ночи пожара Маша (Дарья Емельянова) посылает sms Вершинину: «Трам-там-там». И он отвечает: «Тра-та-та». И оба, накинув пальто на ночные рубашки, убегают в темноту… Вот Андрей (Илья Музыко) раскрывает душу Ферапонту (Сергей Новиков), который не понимает языка глухонемых и переспрашивает: «Что-с?» Актеры «Красного факела» играют отважно и точно, особенно хороши Ирина (Линда Ахметзянова), Ольга (Ирина Кривонос) и Тузенбах (Антон Войналович). Пылкая Ирина уходит от Тузенбаха, напрасно пытающегося в последний раз задержать внимание любимой женщины… И, потухнув лицом, обреченно уйти навстречу смерти.

В финале на пустой сцене бьются в беззвучном крике три женщины – птицы-подранки, но никто не откликается на их зов…

Сергей Федотов уже не раз воспроизводил интерьеры домов ирландской деревушки Линен, излюбленного места действия пьес Мартина МакДонаха. На сцене «Старого дома» – дом осиротевших братьев выстроен с добротной основательностью, забит солидными шкафами, полками для посуды. Из рукомойника капает вода, светится нетронутой белизной газовая плита, в которой старший братец Коулмен (Тимофей Мамлин) сожжет коллекцию пластиковых святых младшего Вэлина. Возле двери висит распятие, рядом – ружье, из которого Вэлин (Анатолий Григорьев) будет стрелять вслед убегающему старшему.

МакДонаха часто воспринимают как сценический аналог Тарантино, сплетающего в эффектных сюжетах ужасы триллера и черный юмор. Сергей Федотов ценит в ирландском классике не нагнетание абсурдистских ужастиков, но материю жизни, более сложную и более страшную, чем любые придумки. Два прекрасных актера «Старого дома» Тимофей Мамлин и Анатолий Григорьев подхватили и развили заданную режиссером стилистику спектакля.

Дуэт двух братьев-балбесов завораживает яркой клоунадой (с эффектным набором гэгов и трюков) и пугает драмой одиноких душ убийцы и вымогателя. «Прекратите немедленно!» – кричит приходской священник отец Уэлш (Василий Байтенгер), для которого открытие, что Коумэн убил отца намеренно, становится последней каплей отчаяния. «На вас, тупых идиотов, он поставил свою бессмертную душу!» – увещевает их красотка Гелин (Яна Сигида)… Коулмен и Вэлин вряд ли когда-либо задумывались о наличии у себя души. Но дорогого стоят внезапные содрогания совести и шевеления братской любви в искореженных ирландских братках. В этих шершавых душах моменты просветления наступают ненадолго, но ведь бывают же!

Тема разрыва семейных связей, распада родственных отношений, развала дома стала главной в подходящем к экватору сезоне 2015/2016. И театр здесь только отражает ситуацию нашей с вами жизни, где рвутся кровные связи, рассыпаются давние и прочные отношения, а надышанные поколениями дома отчуждаются и пустеют…

"