Posted 2 декабря 2015,, 21:00

Published 2 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Ежедневный блюз

Ежедневный блюз

2 декабря 2015, 21:00
Сериал «Озабоченные, или Любовь зла», сценарий к которому написали шоумен Семен Слепаков и екатеринбургская писательница Ирина Денежкина (чуть было не получившая несколько лет назад премию «Национальный бестселлер» за свою книгу, которая и легла в основу сюжета сериала), снял для телеканала ТНТ режиссер Борис Хлебников

Сериал «Озабоченные» идет в эфире телеканала ТНТ уже третью неделю. Продюсеры канала решили приблизить его финал – на этой неделе он выходит по две серии в день и в прайм-тайм, тогда как изначально сериал демонстрировали в не самое удобное время по одной получасовой серии. Очевидно, что рулевые ТНТ опасались, что зрители будут ждать от «Озабоченных» чего-нибудь в духе «Измен» Вадима Перельмана (этот киносериал с Еленой Лядовой в главной роли показывали на ТНТ в конце сентября, он стал самым заметным русским сериалом этого года и одним из самых смелых русских сериалов вообще). Если «Измены» – это глубокая человеческая драма под музыку Radiohead, то сериал Хлебникова – зарисовка на тему ежедневных несчастий под «Мумий тролля», «Ундервуд» и «Чайф». И все же «Озабоченные» достойны внимания.

Екатеринбург. Рекламист Гвоздикова ненавидит свою глупую работу, тайно, конечно же, пишет рассказы и, конечно же, спит с начальником. Случайная встреча с бывшей одногруппницей Неплюевой, переехавшей в Москву и, по ее словам, живущей настоящей жизнью, подталкивает Гвоздикову начать менять и свою жизнь. Приехав в столицу, Гвоздикова видит Неплюеву обычной официанткой с мужем-бездельником и трудным ребенком. Чуть позже к ним присоединяется Кремлева – своенравная девица, сбежавшая в Москву из мира вечных дембелей, свадеб и дворовых пьянок. Втроем они будут попадать во всякие истории и неурядицы, встречать уродов и людей, следовать сериальным законам и нарушать их.

«Озабоченные» – это про жизнь в съемной квартире с бабушкой, про работу оператором такси или официанткой с красным дипломом, это сериал про большинство и для всех. Детально точное бытописание – это вообще тема Хлебникова, автора «Свободного плавания» и «Сумасшедшей помощи», и здесь она раскрывается в сериальном формате. Много в сериале и «чисто ебургских» штучек – под гитару у костра герои поют песни группы «Чайф», читают «Золото бунта» Алексея Иванова. Много подколов в сторону столичной действительности – критик сетует, что премию «Нацбест» получил не «Андрюша Шарбунов» (вероятно, Сергей Шаргунов), а на голову циничному редактору «Афиши» (в которой писательницу Денежкину когда-то обозвали «гарлемской девкой») выливают стакан пива. В одной из серий авантюристка Кремлева даже ведет своего нового знакомого – немца вкусить русской жизни в легендарную чебуречную на «Сухаревской» – впрочем, зритель, который не знает, что это за место, фишки не поймет, потому что название забегаловки не проговаривается.

Одной из главных претензий экспертов и зрителей к русскому авторскому кино остается то, что оно совершенно не развлекательное и не поучительное, мол, реальность в нем пластиковая, жизнь ненастоящая. Кажется, «Озабоченные», снятые как раз автором таких «тихих» фильмов, к которым ни за что не обратится рядовой зритель, – идеальный пример хорошего сериального продукта про нашу жизнь: не напрягающего повседневного ситкома с юмором отечественной специфики.

Да, в чем-то его авторы «недотянули», порой переборщили со штампами и стереотипом о козлиной природе всех мужчин (к середине сериала Гвоздикова наконец напишет книгу «Прощай, козел!» и получит «Нацбест»), но спасибо им за то, что часто Гвоздикова, Неплюева, Кремлева и другие персонажи ведут себя все-таки как живые люди, а не как схематичные сериальные герои. Даже Лозовский, «Ромео» Гвоздиковой, с которым она познакомилась в, конечно же, нелепой ситуации, появляется не в каждой серии «Озабоченных» и существует как-то на фоне жизни девушек, потому что этот сериал – не про вечные проблемы мужского-женского, а точнее, не только про них.

Тем не менее русский сериал еще не закрепился в сознании продвинутого зрителя как что-то более-менее приличное, а про режиссера, который снял сериал, скорее скажут снобистское «подался в сериалы». Кажется, в скором времени это останется лишь проблемой зрительской предвзятости.

"