Рус
Eng
«Звезда» нашла героев

«Звезда» нашла героев

3 декабря 2014, 00:00
Культура
Виктор Борзенко, Анатолий МОРКОВКИН (фото), Екатерина ВАРЮХИЧЕВА (фото)
Главная театральная интрига года была раскрыта вечером в понедельник на торжественной церемонии в Театре Вахтангова. Напомним, на протяжении полугода (ровно столько длилось интернет-голосование на сайте журнала «Театрал») зрители должны были определить, чьи актерские и режиссерские работы оказались самыми лучшими в мин

За несколько дней до начала церемонии коллеги из других СМИ пытались выведать у организаторов «Звезды Театрала», кто побеждает в той или иной номинации. Активность проявляли и рядовые зрители: в блогах и на форумах, посвященных тому или иному артисту, они делали ставки, пытаясь угадать, кому достанется премия.

Премию «Легенда сцены» Татьяне Дорониной вручали главред «Новых Известий» и «Театрала» Валерий Яков и посол Испании в России г-н Хосе Игнасио Карбахаль Гарате.

В самом деле интрига разгоралась нешуточная. Так, например, в номинации «Лучшая мужская роль» были представлены работы Данилы Козловского, Сергея Лазарева и Федора Добронравова. Три ведущих артиста в прошлом сезоне сыграли в трех замечательных премьерах, и, разумеется, каждый из них достоин награды, но все-таки победитель должен быть один… Не меньшей интригой были окружены номинации «Лучшая женская роль» (Чулпан Хаматова, Ирина Муравьева, Елизавета Боярская), «Любимый театр» (МХТ, Театр Вахтангова и РАМТ) или, например, «Лучший режиссер» (Римас Туминас, Лев Додин, Кама Гинкас).

По традиции, премию вручают «зрители первого ряда» – то есть известные общественные деятели, врачи, писатели, правозащитники… И так сложилось, что в нынешнем году многие из них пытались не просто сказать добрые слова победителям, а дать устную оценку современному искусству. В их словах звучало настроение дня, считывалась главная задача церемонии: в ту пору, когда на всех телеканалах идет беспрерывный поиск врагов, когда рубль борется с евро, а гречка исчезает с прилавков магазинов, – только искусство способно примирять людей, напоминая о важнейших ценностях жизни.

В частности, Ирина Прохорова (главный редактор журнала «Новое литературное обозрение»), вручая награду за лучший спектакль, отметила: «В нашем благословенном отечестве на протяжении более ста лет каждое поколение лицезреет распад связи времен. И каждому поколению выпадает необходимость как-то эти времена собирать воедино. И вот после экспериментов разной степени радикальности и бессмысленности выясняется, что сделать это можно – и лучше, и надежней – с помощью искусства. Театр соединяет прошлое, настоящее и будущее в единую ткань жизни».

Несложно догадаться, что Ирина Прохорова вручала награду Театру наций за спектакль Робера Лепажа «Гамлет | Коллаж». «Распалась связь времен»… В шекспировской пьесе, которую Евгений Миронов играет, между прочим, один за всех персонажей, актер подчеркнул современное звучание и ту тревожно-пугающую остроту, которая говорит о вечной актуальности Шекспира. Возможно, поэтому спектакль собрал наибольшее количество голосов…

В номинации «Лучшая женская роль» победила Ирина Муравьева

По замыслу дирекции премии соединить «связь времен» призвана номинация «Лучший русский театр за рубежом» – номинация новая, она появилась в лонг-листе лишь в прошлом году, но стала на редкость популярной.

«Для нас эта номинация очень важна, – отметил президент премии Валерий Яков. – Важна особенно в наше время, когда все так непросто, когда официальная пропаганда сеет зерна гнева, а общество готово разделиться на «своих» и «чужих». И в этой ситуации особенно ценно, что в соседних странах есть театры, которые сохраняют русскую культуру, русский язык, русскую литературу, русский театр. Они занимаются миссионерской деятельностью, не позволяя политикам создавать те барьеры, через которые потом будет очень трудно переступать. В этом году мы посмотрели географию голосования: зрители из 85 стран мира отдали свои голоса за наших номинантов. Россия – 77,7%. На втором месте Украина, на третьем Соединенные Штаты Америки. В десятке – Латвия, Эстония и Нидерланды. Я считаю, что это исключительно важно, когда в любых концах планеты люди продолжают любить русский театр».

В нынешнем году в шорт-листе оказались три театра – ереванский, киевский и рижский. Наибольшее количество голосов собрал Рижский русский театр имени Михаила Чехова. «То есть политикам не удалось нас так рассорить, чтобы мы и в театре не любили друг друга», – заключил Валерий Яков, передавая фарфоровую статуэтку худруку театра Игорю Коняеву.

Лучшим из антрепризных спектаклей был признан «Потерпевший Гольдинер». Награду из рук заслуженного артиста России Стаса Михайлова получили Народный артист СССР Владимир Этуш и актриса Ольга Тумайкина

Впрочем, в этот вечер говорили не только о всепримиряющей роли искусства. Так сложилось, что в число номинантов попали отец и сын. Федор Добронравов претендовал на звание лучшего актера сезона (роль в спектакле «Незабываемые знакомства» Театра сатиры), а Виктор Добронравов боролся за звание лучшего артиста второго плана (роль в постановке «Улыбнись нам, Господи» Театра Вахтангова). И оба выиграли! Как тут не вспомнить о преемственности поколений…

«Никогда в жизни ничего не получал, – отметил Виктор, принимая награду из рук писательницы Татьяны Устиновой и разведчика Юрия Кобаладзе. – Очень приятно получить свою, надеюсь, не последнюю премию, дома, на родной сцене. Спасибо большое журналу «Театрал», спасибо тем, кто голосовал. Жизнь научила плакать, Римас научил работать, папа научил всему на свете, в том числе рассказывать анекдоты – пригодилось».

Про анекдоты артист вспомнил потому, что его местечковый персонаж Хлойне-Генех в одной из сцен спектакля трогательно и наивно рассказывает анекдоты… Сколько бы ни игрался спектакль, сцена всегда проходит на аплодисментах – столько в ней трагизма, философии и ощущения внутренней боли.

Олег Павлович Табаков получил награду в номинации «Любимый театр». Поздравить его с победой на церемонию пришел президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Николаевич Катырин

Через полчаса, когда настал черед номинации «Лучшая мужская роль», Виктор снова поднялся на вахтанговские подмостки (на этот раз вместе с братом Иваном) – получать награду за отца, который задержался на съемках и не смог приехать вовремя. «Я буквально утром разговаривал с папой, – отметил Иван. – Мы приехали из Питера, и он переживал, что не успеет на торжество. Собственно, не зря переживал. Это его первая театральная премия. И он очень благодарен – передает всем большой привет».

Статуэтку вручал Добронравовым адвокат Генри Резник: «Известно давно, что столичная театральная сцена прирастает провинцией. Смоктуновский, Евстигнеев, Янковский, Толмачева, – подчеркнул Генри Резник. – В данном случае московское театральное общество было одарено Таганрогом, откуда Федор Добронравов. Приятно вручать премию человеку, появления которого с нетерпением ждут и театральные зрители, и телезрители, и кинозрители. По праву награда досталась великолепному актеру. А то, что за него на сцену вышли сыновья, – такая семейственность, естественно, должна только приветствоваться».

Кстати, накануне церемонии журналисты «Новых Известий» задали Виктору Добронравову вопрос: насколько зритель в массе своей способен проголосовать за искусство, а не за мейнстрим? Артист ответил: «Хотелось бы верить, что способен. Если говорить о зрителе Театра Вахтангова, то он, конечно, изменился за эти годы, с тех пор как Римас пришел к художественному руководству. Причем это происходило не сразу – далеко не сразу! – и сейчас процесс продолжается, именно воспитание зрителя. В театр стали ходить другие люди. Это видно. И было видно, что первые спектакли Туминаса смотреть было нелегко – многие уходили из зала, не понимали, не принимали. Но со временем все выравнялось, и зритель «подтянулся». Об этом Римас говорит всегда: не нужно опускаться до зрителя, наоборот, театр призван подтягивать до своего уровня, не развлекать, а приближать к искусству. Зритель должен к нему тянуться».

Ведущие церемонии - Эдуард Радзюкевич и Юлия Пересильд

Тему преемственности поколений, начатую с чествования Добронравовых, продолжил на вечере Олег Табаков, ставший лауреатом в номинации «Любимый театр» (он получал награду как директор МХТ им. Чехова). «Я хочу сказать о тех, кто на смену идет и пришел, – отметил Олег Павлович. – Хочу сказать серьезные и добрые слова про директора Театра Вахтангова Кирилла Крока, хочу сказать добрые слова про двух парней из МХТ – про Игоря Попова и Юрия Кравца, и, конечно, про Владислава Любого, директора у Алеши Бородина. Вы понимаете, никто не даст нам избавленья, никто за нас эту работу не сделает – ни Владимир Владимирович, ни Дмитрий Анатольевич, а только мы, потому что очень важно, что будет после нас».

Так совпало, что тема преемственности поколений оказалась важна и для кинорежиссера Светланы Дружининой, которая приехала в Театр Вахтангова – специально, чтобы вручить «Звезду Театрала» Льву Додину. «У Додина удивительная чистота режиссерского замысла, – сказала она. – А его артисты всегда невероятно правдиво и искренне существуют в этом сложном, изощренном рисунке страстей и эмоций. Сколько раз я слышала от своих коллег: «Обрати внимание на этого парня Данилу Козловского – Додин его сделает». И действительно, потом мы увидели Данилу в интереснейших работах МДТ. Подходил и Сергей Соловьев: «У Додина появилась артистка Ксенечка Раппопорт. Обрати внимание, Додин ее сделает». И действительно, Ксения Раппопорт стала суперзвездой как здесь, так и за рубежом. Ну а Лизе Боярской сам бог велел вступить в этот совершенно удивительный коллектив. И эту русскую школу актерской игры Лев Додин активно продвигает и культивирует. И вот это действительно тот важнейший мост – то самое дело, которое не позволяет заиливаться связи времен. Ибо связь времен не распадается. Она заиливается. А благодаря таким гениальным режиссерам она поднимается и прочищается».

…По традиции, в финале «Звезды Театрала» состоялось чествование «Легенд сцены» (единственная номинация, лауреаты которой определяются решением дирекции премии, то есть без зрительского голосования). В нынешнем году звание легенд получили художественный руководитель МХАТа имени Горького Татьяна Доронина (ее благодарственная речь длилась 40 минут) и художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров.

Григорий Антипенко и Анжелика Холина

Сам Марк Анатольевич прибыть на церемонию не смог, поскольку находится в Мюнхене на лечении, но смотрел трансляцию в прямом эфире (она велась на сайте «Новых Известий» и «Театрала»). Награду ему вручали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт.

«Я никогда не ожидала, что меня пригласят вручать столь почетную премию такому замечательному человеку, как Марк Анатольевич Захаров. В следующем году будет пятьдесят лет, как я занимаюсь защитой прав человека. Двадцать пять лет из них пришлись на Советский союз. Тогда подавляющее большинство моих сограждан просто не знали слова «правозащитник». Видите, как изменилось время? А теперь меня пригласили вручать премию Марку Анатольевичу в Театре Вахтангова – с ума сойти! Он действительно легенда сцены, и не только сцены, это вообще легенда. Здесь, наверное, нет ни одного человека, который не бывал бы на его спектаклях и который не получал бы истинное наслаждение от его спектаклей. И мы знаем, что в это вложена душа, сердце, колоссальный труд. Одно могу пожелать – чтобы еще много-много лет Марк Анатольевич Захаров руководил «Ленкомом» и доставлял нам то наслаждение, которое мы всегда получаем от его спектаклей».

Сыновья Федора Добронравова Виктор и Иван забрали награду отца в номинации «Лучший актер»

Сменивший у микрофона Людмилу Алексееву Александр Ширвиндт говорил, как всегда, на языке высокой иронии: «Мне пару лет назад вручали эту статуэтку. Потом ко мне подошел Марк Анатольевич и сказал: «Дай статуэточку. Какая элегантная и, главное, легкая». Он достиг такого положения, что все награды измеряются уже не по значимости, а на вес.

Каких-нибудь пятьдесят лет назад, в пору нашей бурной половозрелой жизни, мы безумствовали (после работы!)… И когда в районе рассвета уже все измученные попутчики и жены говорили: «Ну, всё», – Марк Анатольевич произносил сакраментальную фразу: «Вообще глупо было бы расставаться». Эта фраза у нас стала крылатой. «Надо бы кого-нибудь пугануть», – говорил Захаров. И мы придумывали, кого пугануть. Сейчас он и сам придумал немножко нас пугануть своим недомоганием. Но он смотрит нас по Интернету. Давайте и мы его пуганем аплодисментами. А ты, Маркуша, отбрасывай костыли, приезжай на родину, и пуганем еще кого-нибудь».

Лауреаты премии «Звезда театрала»-2014

«Легенда сцены»: художественный руководитель МХАТ имени Горького Татьяна Доронина, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров
«Лучший спектакль» – «Гамлет | Коллаж» (Театр наций)
«Лучший режиссер» – Лев Додин. «Вишневый сад» (МДТ-Театр Европы)
«Лучшая женская роль» – Ирина Муравьева. Филумена, «Филумена Мартурано» (Малый театр)
«Лучшая мужская роль» – Федор Добронравов. Мужик, Джерри, спектакль «Незабываемые знакомства» (Театр сатиры)
«Лучшая женская роль второго плана» – Светлана Немоляева. Анна-Регина, «Кант» (Театр Маяковского)
«Лучшая мужская роль второго плана» – Виктор Добронравов. Хлойне-Генех, спектакль «Улыбнись нам, Господи» (Театр Вахтангова)
«Любимый театр (лучший директор)» – художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова Олег Табаков
«Лучший социальный проект в театре» – «Доктор Клоун» (благотворительный фонд)
«Лучший спектакль для детей и юношества» – «Кот в сапогах» (Театр Вахтангова)
«Лучший музыкальный спектакль» – «Отелло» (Театр Вахтангова)
«Лучший антрепризный спектакль» – «Потерпевший Гольдинер» (продюсерский центр «АртФурор»)
«Лучший русский театр за рубежом» – Рижский русский театр имени Михаила Чехова
«Меценат года» – президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф


Председатель Союза журналистов России Всеволод БОГДАНОВ:

– Я думаю, что это очень важная часть общественного сознания – театральный мир. И, наверное, общество должно периодически давать оценки этой части жизни. То, что Валерий Яков придумал это все, я думаю, очень полезно. Мы в наше время занялись какими-то меркантильными проблемами: как заработать, как купить, как построить… А мир театра заставляет о чем-то вспомнить, что-то вдруг разглядеть детально, по-новому, позволяет подумать о душе, о будущем и прошлом, о родителях и о детях… Это не мир развлечений и попсы, а возможность соприкоснуться с очень большими нравственными и духовными проблемами жизни.
Оценка зрителей – это самая правильная оценка. Театр – это дело не для специалистов, а для общества. Поэтому я думаю, что это очень точный выбор.
Я в принципе очень люблю «Новые Известия» и самого Валерия Якова. Они оптимисты – и газета, и главный редактор. И это в наше время дорогого стоит. Это попытка показать обществу все, что имеет ценность для будущего, для отдельного человека. И, наверное, то, что газета так внимательно занимается искусством театральным, это очень важно, и это часть портрета «Новых Известий».


Главный редактор журнала и издательства «Новое литературное обозрение» Ирина ПРОХОРОВА:

– Для меня «Звезда Театрала» – очень важная премия, я уже не впервые прихожу на нее. Прекрасно, что есть премия, которая учитывает прежде всего зрительские симпатии. В конце концов, для кого ставится спектакль? Прежде всего для зрителя, и поэтому очень важно, что возникла такая демократическая премия, которая действительно апеллирует к зрительскому вкусу.
Как профессионал в другом деле хочу заметить, что разрыв между читательскими (в нашем случае – зрительскими) симпатиями и профессиональным суждением всегда существует. Различие между вкусами критиков и народа – это нормально. Иногда оказываются правы критики, иногда зрители. Критика создает диалог профессионалов с широкой публикой, и исчезновение этого разрыва мне видится не очень правильным. Критика ведь существует для того, чтобы объяснять, в каком контексте появился спектакль, указать на наиболее сложные, экспериментальные спектакли, которые пока могут быть не очень понятными для зрителя, но когда-нибудь станут интересными и доступными. С другой стороны, интуиция зрителей тоже очень важна, ведь иногда профессиональные люди настолько погружены в свои внутренние конфликты, что зрители сердцем воспринимают спектакль лучше. Это нормальный общественный диалог.
Что касается множества запретительных требований по отношению к театру, которые в последнее время появляются в большом количестве, то лично я вообще ненавижу всякого рода запреты. Они, как правило, не помогают ничему, но только вносят в и без того сложное культурное поле большое количество недоразумений. Я понимаю, какие-либо меры «пожарной безопасности» нам необходимы, но ведь они существуют давно, это, скорее, этические установки. Нынешние же театральные запреты уже перетекают в идеологические и политические. Но я очень надеюсь, что театр отобьется, у него долгая история сопротивления цензурным маразмам. Будем надеяться, что и публика в этом поможет.


Всем спасибо!

Дирекция Премии «Звезда Театрала» сердечно благодарит друзей и партнеров
Чай Greenfield и кофе Jardin
Телеканал «Театр»
И лично: ведущих церемонии Эдуарда Радзюкевича и Юлию Пересильд
режиссера-постановщика Владимира Иванова
автора сценария Сергея Плотова
директора Театра Вахтангова Кирилла Крока
музыканта Александра ИВАНОВА
и группу «Рондо»
балет Аллы Духовой Todes
кларнетиста Артура Назиуллина
пианиста Александра Малафеева
певца и композитора
Франческо БАРБАТО
ансамбль fortuna brass band


Партнеры премии









Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter