Posted 2 декабря 2009,, 21:00

Published 2 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Балетмейстер Топа Элимбаев

Балетмейстер Топа Элимбаев

2 декабря 2009, 21:00
Легендарному коллективу – государственному ансамблю «Вайнах» – исполнилось 70 лет. В течение многих лет чечено-ингушскую танцевальную труппу возглавлял Топа ЭЛИМБАЕВ, получивший звание народного артиста практически во всех кавказских автономных республиках России, а признание – по Советскому Союзу и многим зарубежным с

– Топа Хамитович, как вы пришли к вашему призванию – руководить танцевальным ансамблем?

– Мое детство прошло в Алма-Ате, куда депортировали отца. Отец и до депортации общался с известными в Чечне поэтами, музыкантами, профессиональными танцорами, и после выселения его гостями были Халим Мусаев, Ваха Дакашев Абдулла Хамидов, Андарбек Садыков, Муслим Гайрбеков. Такая творческая среда повлияла на меня. Во время ловзара я наблюдал, как танцуют гости. В это время у меня и зародилась любовь к кавказским танцам, которые в то время были экзотикой. Я решил, что сделаю все, чтобы их красоту увидел весь мир. Я тогда понял, что национальные танцы – это не просто обычаи, а прежде всего свет души, тепло близких. После возвращения в Грозный я стал лауреатом смотра самодеятельности. Сейчас я понимаю, что танцем назвать то, что я делал, нельзя. Но тогда мне казалось, что это вершина совершенства. Вскоре по рекомендации я был направлен на учебу в ГИТИС, на режиссерско-балетмейстерское отделение. И уже как один из лучших студентов ГИТИСа попал на практику в ГДР, где занимался балетмейстерской и преподавательской работой в Берлинском хореографическом училище. На сценах известных театров Берлина – «Комиш опера», «Штадтс опера», «Фридрихштадтс палас» – мной были поставлены хореографические миниатюры, а в Государственном ансамбле танца ГДР создан ряд постановок на кавказские темы.

– В то время даже социалистическая Германия была пределом мечтаний советского человека...

– Да, но я вернулся на родину в 1969 году, чтобы быть полезным своему народу. Возглавив Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, я стал одним из самых молодых руководителей государственных ансамблей в СССР и одним из первых профессиональных балетмейстеров Чечено-Ингушской АССР. Я понимал, что это непрофессиональный коллектив, подготовка артистов была на низком уровне. Ансамблем песни и танца может считаться коллектив, где есть большой хор и вспомогательная группа танцоров. Здесь же была только небольшая группа певцов. Я решил создать совершенно новый коллектив и настоял на его названии «Вайнах», что значит «наш народ».

– Трудно было «поднимать» ансамбль до профессионального уровня?

– После депортации чеченцев и ингушей культура в республике была на низком уровне. Руководящие должности занимали чиновники сталинской эпохи. И мое стремление профессионально заняться танцами было встречено с холодным равнодушием. В итоге многое пришлось делать на энтузиазме. Я старался вернуть артистов, которые ушли из ансамбля, искал по всей республике сильных, красивых молодых людей в самодеятельных коллективах, аулах, магазинах, просто останавливал на дороге понравившихся прохожих и приглашал их в хореографический коллектив, чтобы сделать из них профессионалов. Приходилось много работать с родителями, которые считали профессии певцов, танцоров непрестижными, не хотели, чтобы их дети танцевали в ансамбле и учились в культпросветучилище. Надо было сломать менталитет чеченцев и ингушей по отношению к хореографии. Так, по крупицам, родился коллектив, в котором работали около ста человек. В ансамбле танцевали и семейные пары, поэтому мне иной раз приходилось решать и семейные проблемы.

– А разве власти в то время не были заинтересованы в том, чтобы «поднять культуру»?

– Партийное руководство было заинтересовано только в выполнении плана выступлений ансамбля по районам республики, который поступал из Министерства культуры РСФСР. Постоянные выезды в районы для выполнения этого плана очень мешали творческому процессу. Выступления проходили в старых клубах, построенных до депортации, где не было света, воды и даже помещений для подготовки артистов к выходу на сцену. Сама сцена тоже была непригодна для хореографических постановок. Если танец был поставлен на 16 пар, то участвовать могли только 3–4 пары. Но нам нужно было ездить по районам, потому что место для репетиций предоставлялось только при выполнении плана.

– Как же при таком отношении удалось довести ансамбль до уровня гастролей за рубежом?

– В то время вывезти коллектив за рубеж было очень сложно. Любой коллектив, а наш тем более. Сталинская номенклатура препятствовала под разными предлогами выезду чеченцев за границу. Если некоторым танцевальным коллективам, например «Кабардинке», «Лезгинке», в организации зарубежных гастролей оказывалась поддержка, то мне приходилось пробивать разрешение самому. Я был вынужден использовать свои московские связи. Но мы доказывали состоятельность не только в кабинетах, но прежде всего на сцене. В течение двух лет из самодеятельного коллектива был создан высокопрофессиональный ансамбль. Приходилось трудиться день и ночь, чтобы соответствовать мастерству таким коллективам, как «Березка», Академический ансамбль танца Грузии, ансамбль Моисеева... В итоге коллектив объездил страны Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки... В Мозамбике артистов приветствовал лично президент Самора Машел. В Иордании король Хусейн вручил ансамблю высшую награду страны – орден Звезды первой степени, который я получил только через три года, потому что все это время он находился в посольстве СССР в Иордании. На гастроли в Латинскую Америку коллектив пригласила импресарио Тамара Тайзлин. Когда она увидела выступление ансамбля, вопрос о гастролях в 13 странах был решен немедленно. Выступления в Америке длились 4,5 месяца.

– Как сложилась судьба «Вайнаха» после начала военных действий в Чечне?

– Когда начались волнения в республике, ансамбль был на гастролях в Перу. Выступления пришлось прервать и вернуться домой. Многие артисты вынуждены были покинуть Грозный. Творческая деятельность ансамбля была нарушена. Возродился коллектив только в 2001-м, и его возглавил мой ученик Дикалу Музакаев – народный артист России, который теперь назначен министром культуры Чеченской Республики.

– А вас можно поздравить вдвойне, ведь вам удалось за это время создать еще один чеченский танцевальный коллектив. И вы по-прежнему занимаетесь любимым делом...

– Да, нравственным воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к национальной культуре. Сохраняем исторические традиции и обычаи чеченского народа. Действительно, я возглавляю детский хореографический ансамбль «Зия» имени Зии Бажаева, который в 2010 году отметит свой 10-летний юбилей. Ансамбль является лауреатом различных фестивалей, смотров как в России, так и за рубежом. Ребята были приглашены в Германию, Францию, Италию, Ирак, Венгрию. По приглашению Владимира Путина ансамбль «Зия» принимал участие в концерте в рамках саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. За небольшой промежуток времени ребята привели в восторг всех глав государств.

"