Posted 2 декабря 2004,, 21:00

Published 2 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Русский царь в Голландии

Русский царь в Голландии

2 декабря 2004, 21:00
Это уже третья по счету выставка открывшегося в этом году филиала Эрмитажа в Амстердаме. Еще в начале девяностых, едва заступив на пост директора знаменитого музея Санкт-Петербурга, академик Михаил Пиотровский загорелся открыть «дочерние Эрмитажи» в Западной Европе. Идея оказалась плодотворной.

Завидев издали огромную очередь, я поначалу подумала, будто что-то напутала. Таких очередей не приходилось видеть давно, даже в России. В Европе, как выяснилось, с большим удовольствием выстаивают очереди за порцией духовной пищи. Так что мысль Михаила Пиотровского об экспансии Эрмитажа в Европу оказалась вполне здравой. Питерский Эрмитаж владеет 3 миллионами экспонатов, из которых может выставлять у себя лишь 65 тысяч. Остальная часть его бесценной коллекции обречена скорбно пылиться в запасниках. Однако до последнего времени идеи Пиотровского не находили воплощения. Пока ими не прониклись, наконец, в издавна, еще с петровских времен, родственном Петербургу Амстердаме. В комплексе зданий Amstelhof, где раньше располагался Дом престарелых, теперь разместился филиал Эрмитажа.

На данный момент в проект вложено 4 из 39 миллионов выделенных под него спонсорских денег. Действует лишь одно здание – Neerlandia, шесть залов которого в состоянии принимать пока только небольшие выставки. Истинного размаха амстердамский Эрмитаж должен достичь к 2007 году, когда его общая площадь составит 6500 кв.м.

Но и сейчас внутри тепло, светло и даже по-домашнему уютно. Хотя и не без легкого шика. На высоких окнах, за которыми плещутся воды канала, – фирменные вензеля Эрмитажа. Дух выставки долетел даже до соседнего кафе, его стены увешаны черно-белыми фотографиями семьи последнего русского императора. Царевич Алексей в военном мундире и папахе в полный рост, и – на другом снимке – с матерью, уже в белоснежном матросском костюмчике на фоне застывших в гавани кораблей. Сам царь, энергично сгребающий снег лопатой во дворе рокового для себя ипатьевского дома...

На дверях, ведущих в выставочные залы, сквозь призрачную матовость стекол проступают черты Александры Федоровны и дочерей. В маленьком магазинчике, расположенном слева от входа, семимильными шагами идет торговля. Помимо традиционных матрешек, икон и объемных альбомов по искусству, своеобразные фетиши масс-культуры. Игральные карты с портретами всех Романовых, книжные закладки с ликом Распутина (куда ж без него-то!), зонты с надписью «Эрмитаж» на ручке и даже (вот это да!) батарея винных бутылок с надписью «Эрмитаж». Вино розовое, красное и белое. Маленькие бутылочки по два евро с центами, большие – по пять с лишним. Одну из них я повертела в руках. Вино французского розлива, но по эксклюзивным рецептам амстердамского Эрмитажа. Рядом пристроилась водка «Норд», ни разу мной в России не замеченная. И, конечно, биографии всех востребованных в Европе фигур русской истории. Петр Первый, Потемкин, Екатерина Великая и даже Сталин Иосиф Виссарионович, проходящий под прозвищем «красного царя». Достаточно своеобразный выбор русских фильмов: «Анна Каренина», «Русская арка», «Летят журавли». По электронному каталогу с помощью стоящего в углу компьютера можно заказать антикварные столы за умопомрачительные суммы в пять тысяч евро и копии игрушек царевича Алексея, «которые – из аннотации – помогут вашим детям изучать русскую историю в процессе увлекательной игры». Покупки выдаются в плотных, полупрозрачных фирменных пакетах. Все честь по чести.

Сама выставка оформлена великолепно. При желании можно узнать даже, что ели-пили на банкете после коронации Николая Второго. Даже тот, кто ничего толком не знал о царской семье, кроме того, что она была жестоко убита большевиками, выходит с приятным интеллектуальным багажом. Впрочем, среди посетителей преобладают интеллигентные пожилые люди. Cудя по репликам, которыми они обмениваются между собой, что-то явно знают, и очень неплохо. Молодых не много, мне на глаза попалась лишь одна пара с сильно плакавшим в коляске малышом. Да два подростка в эффектно разодранных на коленях джинсах. Пока их бабушки, прижав в глазам очки, изучали генеалогическое древо Романовых, парни нашли занятие по душе. Сев прямо на пол перед телеэкраном, они испускали вздохи восторга, глядя на казаков, несущихся с шашками наголо на вспененных лошадях подавлять революционный мятеж.

"