Posted 2 декабря 2003,, 21:00

Published 2 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Бой дебютантов с классиками

Бой дебютантов с классиками

2 декабря 2003, 21:00
Среди претендентов на награду – прокатный хит «Бумер», венецианский триумфатор «Возвращение», фильм мэтров отечественного кино «Магнитные бури» и фаворит «Кинотавра» – «Старухи». Впрочем, прокатная судьба этих картин не зависит ни от премии, ни от самой критики.

«Золотой Овен» достался гильдии в наследство от Марка Рудинштейна после того, как президент группы компаний «Кинотавр» решил превратить свою личную награду в самую объективную кинопремию страны. За шесть лет существования национальной премии критиков ее объективность ни разу не была подвергнута сомнению и осуждению. Кто в ней будет сомневаться, если в первом голосовании участвует большинство российских киножурналистов, а окончательное решение принимают члены гильдии, то есть наиболее авторитетные киноведы и кинокритики. Да и творцы уважают «Золотого Овена» даже больше, чем награды киноакадемий.

Рубеж прошлого и нынешнего года ознаменовался красочным публичным конфликтом между двумя другими кинопремиями. Выяснения отношений в невежливой форме между старенькой «Никой» и молодым когтистым «Золотым Орлом» привели к обесцениванию обеих наград, поскольку теперь решительно невозможно разобраться, кто же из них профессиональней, национальней и престижней. «Золотой Овен» остался вне этого культурно-политического скандала – кинокритики не имеют никакой нужды разделять чьи-то интересы, демонстрировать кому-либо свою лояльность и награждать кого-либо за выслугу лет или иные некинематографические заслуги. Конечно, критиков проще всего обвинить в предвзятости и расхождении их суждений с мнением зрителя – мол, обласканных «Овенами» Германа и Сокурова никто не смотрит. Но упрек этот будет несправедлив, поскольку критики судят о профессионализме и качестве кино, а не о количестве собранных в прокате денег.

Правда, в этом году в общем раскладе прелюбопытная картина – среди претендентов на «лучший фильм» оказалась гангстерская драма «Бумер» Петра Буслова. По сборам (1 млн. 650 тысяч долларов) «Бумер» обогнал даже «Антикиллера» (1 млн. 340 тысяч). Музыкальная тема Сергея Шнурова (он, конечно же, номинирован за «лучшую музыку») стоит в каждом третьем мобильном телефоне. А фразочки типа «Не мы такие – жизнь такая» или «Не машина, а катафалка какая-то» уже укрепились в народном фольклоре. «Бумер» – редкий случай успешного в народе фильма, получившего сплошь позитивные рецензии критики. Правда, один из продюсеров картины Сергей Сельянов в интервью «Новым Известиям» заявил, что кинокритика не играет никакой роли в прокатной судьбе российской картины. «Кинокритики – самые профессиональные зрители, – говорит Сельянов. Поэтому я очень люблю обсуждать с ними фильмы – на разных фестивалях, за чашкой кофе, на пляжах. Мне это действительно интересно, но наши исследования показывают, что их тексты независимо от содержания никак не влияют на прокат фильма. Телевидение еще играет какую-то роль в пиар-кампании – просто за счет мелькания лиц, но печатные СМИ – нет. На вопрос «почему так?» я не могу ответить. Конечно, есть прослойка зрителей, следящих за кинокритикой, но она так невелика, что принимать ее в расчет не стоит».

Парадоксальное на первый взгляд заявление умнейшего российского продюсера наглядно подтверждается ситуацией с «Возвращением» Андрея Звягинцева (номинации «лучший фильм», «режиссер», «оператор», «музыка», «дебют»). При оглушительном международном успехе и огромном количестве хвалебных рецензий «Возвращение» должно было собрать в прокате намного больше 470 тыс. долларов (хотя, откровенно говоря, прокатчики и на эту сумму не рассчитывали). А вот обруганный большинством критиков «Антикиллер-2», по прогнозам экспертов рынка, «сделает всех».

В номинации «лучший фильм» с «Бумером» и «Возвращением» соревнуются «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова и «Старухи» Геннадия Сидорова (получившие, кстати, и главную награду, и «критического» слона на последнем «Кинотавре»). В общем списке номинантов бросается в глаза почти полное совпадение названий в категориях «Лучший фильм» и «Лучший дебют»: на «взрослую» и на «молодую» премию претендуют одни и те же ленты (в «дебютах» те же картины плюс «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского). А также почти полное отсутствие «мэтров» – большинству номинантов не больше 40 лет.

И еще одна любопытная тенденция. Если в прошлом году на «Овене» преобладало питерское кино, то теперь во всех номинациях торжествуют москвичи (соотношение 10 против 4). От Северной столицы только историческая драма «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова с Виктором Сухоруковым (претендент на «главную мужскую роль»), социально-бытовая драма «Бабуся» Лидии Бобровой (в номинации «главная женская роль» – Анна Овсянникова), «Отец и сын» Александра Сокурова (художник Наталья Кочергина) и «Прогулка» Алексея Учителя (представлена в категориях «сценарий», «операторская работа», «женская роль», «мужская роль второго плана»).

Распределение призов между двумя культурными столицами станет сегодня вечером едва ли не большей интригой, чем, собственно, выбор лауреатов. Поскольку общий расклад по номинациям таков, что кому ни вручи, все будет справедливо и хорошо, а это верный признак хорошего самочувствия отечественной киноиндустрии.

"