Posted 2 ноября 2010,, 21:00

Published 2 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Под грифом «совершенно необходимо»

Под грифом «совершенно необходимо»

2 ноября 2010, 21:00
«Новые Известия», уже более пяти лет публикующие на своих страницах главы из антологии Евгения Евтушенко «Десять веков русской поэзии», продолжают следить за ситуацией, сложившейся вокруг издания этого уникального труда. Напомним, поэт адресовал свой многотомный поэтический труд широкому кругу читателей, будучи уверенн

Начиная освещение этого вопроса, «НИ» не предполагали, какой резонанс будет иметь наша публикация. Писатели, педагоги, деятели культуры выражают свое возмущение как позицией Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, которое запланировало на издание недостаточную сумму, так и безразличием Министерства образования и науки, отказавшегося рекомендовать антологию университетским и школьным библиотекам. Некоторые из возмущенных критиков даже предлагали издать труд Евтушенко на деньги, собранные почитателями его творчества.

В ответ в редакцию «НИ» пришло письмо из Федерального агентства по печати, в котором комментировалась сложившаяся вокруг антологии ситуация (см. «НИ» от 29 октября). В течение нескольких дней редакция газеты пыталась выяснить, кто именно направил письмо, поскольку вместо подписи под ним стояло безличное «Пресс-служба».

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Поэтому Евгений Евтушенко прокомментировал это письмо так: «Меня искренне удивляет, что невидимки из Федерального агентства по печати вместо того, чтобы помочь этому изданию, распространить его по всей стране, по всем библиотекам, школам, университетам, занимаются бюрократическими тягомотными играми. Замминистра образования РФ И.И. Калина ведет себя несравнимо смелее, с чувством полной безнаказанности, встав грудью на защиту российского образования от русской поэзии, забыв, что с поэзии-то на Руси великой и началось образование. Тяжко и постыдно видеть такое отношение к нашей национальной гордости – поэзии».

Евгений Александрович писал антологию с тем расчетом, чтобы книга охватила всю историю русской поэзии, рассказала читателям о судьбах поэтов, открыла забытые имена и, конечно, собрала воедино интереснейшие образцы отечественной литературы. Предполагалось, что пятитомная антология разойдется большим тиражом и будет рекомендована образовательным учреждениям, университетским библиотекам и другим очагам культуры. Однако, как утверждает поэт, речь пока идет только лишь о первом томе (русская поэзия от истоков до XVIII века), на издание которого выделено мизерное финансирование (и едва удастся издать хотя бы 2 тыс. экземпляров).

Необходимо отметить, что, говоря о повышенном тираже, поэт Евтушенко не требует для себя повышенных гонораров и прочих вознаграждений. Его цель в другом – познакомить читателя с вершинами русской поэзии. Неспроста постоянная рубрика на страницах «НИ» названа знаменитой строчкой из стихотворения самого Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». Потому что Евгений Александрович не только публикует выдающиеся стихи классиков и современников, но и ставит перед собой и сверхзадачу: именно из страничек «Новых Известий» складываются главы будущей антологии.

Газета продолжает следить за развитием ситуации. Сегодня мы даем слово очередным почитателям рубрики Евгения Евтушенко.

Мнения

Дмитрий БЫКОВ, журналист, писатель:
– Я считаю, что антология Евтушенко должна в обязательном порядке рассматриваться как вспомогательное пособие для старшей и средней школы. Как лучший свод русской лирики минувших веков – эта антология достойна иметь гриф «учебное пособие». И я думаю, что ее тираж должен быть уж точно не тысячу и не 5 тысяч экземпляров, а как минимум 20 тысяч, чтобы охватить не только московских школьников.

Екатерина ГЕНИЕВА, генеральный директор Библиотеки иностранной литературы:
– Если издатели заинтересованы, чтобы самые крупные потребители книг – библиотеки – получили эту антологию, надо спросить у Министерства образования, есть ли на это деньги. Я думаю, что отсутствие финансирования не имеет никакого отношения ни к Евтушенко, ни к той работе, которую он сделал. Это имеет отношение к тому, насколько эти книги приоритетны и необходимы библиотекам, какие средства для этого есть. Ведь для того, чтобы книги попадали в библиотеки, нужно библиотекам дать соответствующее финансирование. О Москве разговор особый, а вот в регионах многое зависит от местных властей – от губернаторов, мэров… У них должно быть понимание, что эти книги надо покупать. И, как вы понимаете, для распространения антологии в российских библиотеках нужны немалые средства – гораздо больше, чем на ее издание.

Александр КУШНЕР, поэт:
– С замечательной щедростью и отзывчивостью Евгений Евтушенко собрал в своей антологии огромное количество стихов самых разных русских поэтов – и сделал это вовремя, как будто предвидя, в каком забвении и загоне окажется наша поэзия сегодня. Я не понимаю, почему антология не нашла пока серьезной поддержки. Она кажется субъективной? Так, пожалуйста, сделайте свою. Ошибки, неточности, так же как потакание собственному поэтическому вкусу, здесь неизбежны, без них не обойтись. Однако нет такого поэта, который в душе, в уме, в памяти не сделал бы того же самого. Кто? Ну хотя бы Блок! В нее вошли бы, кроме всем известных и, несомненно, прекрасных поэтов, и друзья-символисты из его ближайшего окружения: Сергей Соловьев, Вильгельм Зоргенфрей, Эллис. Наверняка он включил бы в нее и Бориса Садовского, и Надежду Павлович, и Поликсену Соловьеву («Allegro»), даже Леонида Семенова, даже Александра Тинякова… А вот Мандельштама или Зенкевича, Оцупа в ней могло бы и не оказаться: Блок недолюбливал акмеистов, а их мэтра Гумилева едва выносил.
Как бы там ни было, антология Евгения Евтушенко, свидетельствующая о великом явлении русской поэзии (и его собственных поэтических предпочтениях, которые нам тоже интересны), заслуживает государственной поддержки. Сколько времени, сколько сил отдал ей поэт! Предпринятый им поистине колоссальный труд вызывает подлинное удивление и восхищение. Тираж антологии должен быть значительно больше, чем предполагаемый – всего в 2 тысячи экземпляров.

"