Posted 2 ноября 2010,, 21:00

Published 2 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Михаил Турецкий

Михаил Турецкий

2 ноября 2010, 21:00
Возглавив 20 лет назад мужской хор при московской синагоге, Михаил Турецкий сумел превратить его в эстрадный проект, совмещающий несовместимое: классику с блатняком, духовную музыку – с поп-стандартами. Руководителя хора обвиняют в опошлении академической музыки, но несмотря на это концерты коллектива проходят с аншлаг

– Возглавив мужской хор при Московской хоральной синагоге, вы могли себе представить, что через несколько лет он превратится в коммерческое предприятие?

– В начале 1990-х годов, когда коллектив только начинался, я был занят исключительно творческими вопросами – подбором солистов, формированием репертуара... Да и вообще в то время в отечественной культуре была иная ситуация, нежели сегодня. Концертная и гастрольная деятельность регулировалась государством. Поэтому артисты скорее мечтали стать не коммерчески успешными, а просто успешными – давать концерты на лучших площадках в нашей стране и за рубежом, быть востребованными… В этом смысле, конечно, у меня были амбициозные планы, и они осуществились. Уже в первый год существования хора мы выступали в лучших филармониях Советского Союза, а через некоторое время дали концерт в святая святых отечественной классической музыки – в Большом зале Московской консерватории. И практически сразу на всех выступлениях мы встречали восторженный прием. Да и сегодня мы не коммерческое предприятие. Мы творческий коллектив. Другое дело, что мы должны сами себя содержать и зарабатывать, как и все.

– Когда появилась уверенность в том, что мужской хор может получить популярность на эстраде?

– В середине 1990-х мы подписали контракт на двухгодичные гастроли по Америке. Там мы впервые поняли, что такое шоу-бизнес. В нашей стране музыка была, а вот шоу-бизнеса во всех смыслах этого слова – и шоу, и бизнеса – у нас не было. Тогда пришло понимание, что будущее – за синтетическим жанром, который сочетает в себе музыку, хореографию, сценографию и многое другое. Именно в это время в моей голове сложилась концепция хора в том виде, в каком он существует сейчас.

– Приходилось ли выдерживать косые взгляды, когда вместо «возрождения еврейской духовной музыки» хор запел «Мурку» и песни из репертуара Scorpions?

– До сих пор на форум нашего сайта приходят письма недовольных зрителей по поводу того, что мы изменили формат. Но наше искусство востребовано тысячами людей, а это значит, что мы двигались и движемся в правильном направлении. Еврейская духовная музыка не исчезла из нашего репертуара, она стала обязательной его частью. Но помимо этого мы поем и Scorpions, и Моцарта, и «Вдоль по Питерской»... Все жанры вокальной музыки мирно уживаются в нашем творчестве.

– В программе «Гордон Кихот» вас обвиняли в том, что хор не просвещает, а развлекает. Вы согласны с этим?

– А что такое просвещение в нашем случае? Призвание артиста – дарить зрителю радость, позитивную эмоцию. И мы это делаем с большой самоотдачей и удовольствием. И при этом мы даем очень качественный материал, исполняя лучшие произведения из мирового культурного наследия. Мы даем возможность насладиться живым звуком, уникальным многоголосным пением, хорошей хореографией. Вместе с нами в одном концерте зритель путешествует по четырем столетиям истории музыки, культурам разных стран и континентов и уходит затем домой радостный, удивленный и воодушевленный – разве это не просвещение?

– Много ли людей покидали состав из-за, скажем так, «идеологических» разногласий? Нежелания петь эстрадный репертуар?

– Я горжусь тем, что основной костяк коллектива практически не менялся. За последние годы у нас сменились только два солиста. Покинули группу они в связи с невозможностью выдерживать жесткий гастрольный график: два дня из трех мы проводим на гастролях в других городах. Вся наша жизнь – это бесконечные поезда, самолеты, автобусы, репетиции и выступления. Чтобы выдержать такой режим, нужна огромная любовь к музыке.

– Как подбираются исполнители для коллектива? Что важнее для вас – «штучные» голоса или человеческие качества певца?

– Все наши солисты уникальны, каждый обладает неповторимым тембром. Когда я набирал артистов в свою группу, мне было очень важно, чтобы каждый голос органично влился в наше хоровое звучание, с одной стороны, и был ярок и интересен сам по себе – с другой. Однако не менее значимы и человеческие качества. Ведь мы проводим друг с другом больше времени, чем со своими семьями, и потому психологическая совместимость в коллективе тоже необычайно важна.

– Какова будет ваша реакция, если кто-то из участников хора уйдет в сольное плавание?

– Я не собираюсь никого держать против воли. Если кто-то захочет выступать самостоятельно, пожелаю успеха.

Фото: WWW.X1.RU/ВИКТОР ДМИТРИЕВ

– Насколько жесткие контракты у солистов хора?

– У нас вообще нет контрактов. Я не вижу необходимости их подписывать. Но это не означает отсутствие дисциплины и вседозволенность. Напротив, у нас довольно жесткая дисциплина. И ее нарушение иногда карается финансово.

– Вы дали хору свое имя. Но есть ли персональные поклонники у каждого участников коллектива? Случаются ли проявления звездной болезни?

– Конечно, у каждого из наших солистов есть свои поклонники. На сайте фан-клуба нашего коллектива даже составлен рейтинг солистов, причем места в нем довольно часто меняются. Случаи звездной болезни, конечно, периодически случаются, но быстро проходят.

– Соответствует ли ваш бытовой райдер рангу суперзвезд? На гастролях вам подают несколько лимузинов или достаточно одного микроавтобуса?

– Мне кажется, что суперзвезда начинается не с лимузина, а с таланта и народного признания. Тем более что во многих городах России нет не только лимузинов, но и нормальных дорог, по которым они могут проехать. Так что в бытовом плане мы вполне демократичны. А вот к звуку и свету относимся очень серьезно, ведь мы выступаем вживую. Поэтому наши технические запросы может выдержать не каждая концертная площадка.

– Концертные программы Хора Турецкого – захватывающий и эклектичный музыкальный аттракцион, не дающий зрителю заскучать. По какому принципу в программу попадают те или иные произведения?

– Мы с удовольствием исполняем классику. Но, учитывая то, что к нам не всегда приходят любители, которые готовы слушать все произведение ради трех знаменитых арий, и часто это люди, которые никогда не были в опере, мы создаем из лучших фрагментов произведения музыкальный дайджест. А чтобы сделать произведение более привлекательным, мы «замешиваем» своего рода музыкальный коктейль. В музыку великого Верди мы можем демократично добавить современные ритмы: рок, рэп, джаз, хип-хоп. Музыкальный материал и бельканто великого автора благодаря нашим голосам не пострадают, а будут поданы под таким соусом, который позволит легко усвоить оперу даже неподготовленному человеку. Русский перевод арий мы делаем для того, чтобы усилить восприятие музыкального произведения. Мы хотим пробудить интерес к классике.

– Концерты хора – не только вокальное, но и сценическое действо. Кто отвечает за хореографическую подготовку артистов?

– Все наши солисты в обязательном порядке занимаются хореографией. Кроме того, при подготовке наших кремлевских концертов мы обязательно привлекаем одного из самых знаменитых хореографов в нашей стране. Так, программу «Аллилуйя любви» в 2008 году ставил для нас Егор Дружинин…

– Были ли в истории хора номера, которые зритель по каким-то причинам не принял?

– Концерт – это обоюдное действо на сцене и в зале. Мы очень чувствуем энергетику зрителя. Если песня не заводит, не вызывает накала эмоций, она выпадает или дорабатывается. Такие случаи в нашей репертуарной истории есть.

– Случались ли сложности с очисткой авторских прав?

– Случаются постоянно, потому что почти каждый наш номер состоит из многочисленных музыкальных аллюзий, цитат, вставок из других сочинений. Очень сложно обстоят дела с зарубежными песнями. Например, нам так и не удалось получить официальное право исполнять или даже вставлять в качестве фрагментов песни The Beatles. С нашими произведениями тоже иногда случаются неприятные казусы. Так, в прошлом году, когда мы готовили к выходу новый альбом, один российский автор запросил за 5 секунд звучания своей песни в нашем попурри нереальный гонорар. К сожалению, пришлось отказаться не только от этой песни, но и от всего попурри, потому что вырезать тот или иной фрагмент не представляется возможным.

– Нет ли в планах включения в состав шоумена, который мог бы вести концерты, в легкой веселой форме представляя номера?

– У нас каждое музыкальное произведение – это мини-спектакль с некой внутренней драматургией, предысторией, настроением, которое должно органично вписаться в следующий номер. И поэтому рассказать и подготовить зрителя к нужному восприятию может только автор программы. Именно поэтому все годы я бессменный конферансье наших представлений.

– Насколько вы щепетильны в отношении концертных предложений? Приходилось ли выступать, условно говоря, в банях, на частных днях рождения?

– К счастью, в банях выступать не приходилось. Интересно, какая там акустика? Шучу, конечно. Уверен, что не узнаю. А дни рождения – это те же корпоративные мероприятия, общепринятая практика в мировом шоу-бизнесе.

справка

Михаил ТУРЕЦКИЙ родился 12 апреля 1962 года в Москве. Певец, основатель и художественный руководитель Хора Турецкого. Окончил Московское хоровое училище имени Свешникова, затем с отличием – дирижерско-хоровой факультет Института имени Гнесиных, учился в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием. Набор солистов для Мужского камерного еврейского хора Московской хоральной синагоги Михаил Турецкий начал в 1989 году. Среди набранных участников были выпускники высших учебных заведений, студенты и учащиеся. В начале 1990-х годов хор преобразовался в профессиональный эстрадный коллектив. Народный артист России. Награжден «Золотой короной канторов мира».

"