Posted 2 ноября 2009,, 21:00

Published 2 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Муму и королева

Муму и королева

2 ноября 2009, 21:00
Третий международный театральный фестиваль «Большая перемена», начавшийся в эти выходные в Москве, собрал в своей афише постановки из Швеции, Франции, США и Латвии, Дании. В программе этого года – 14 лучших российских спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ногинска, Ижевска. Открылась «Большая перемена» двумя спектакл

По количеству коллективов, постановок, площадок (задействовано десять столичных сцен) фестиваль детских театров «Большая перемена» вполне сопоставим с престижными мировыми смотрами. Любители театра могут занять свой день от рассвета до заката, перемещаясь по сценическим площадкам, участвуя в просмотрах, «круглых столах», читках и семинарах. Правда, понять, что именно следует выбрать из предлагаемой программы, – задача сложная даже для профессионалов. В Эдинбурге, к слову, ежегодно издается специальный путеводитель по фестивалю размером с московский телефонный справочник: сотни страниц убористого текста содержат информацию об участниках, историю постановки, выдержки из рецензий. Однако в России, отправляясь на фестивальный спектакль, зритель может полагаться только на собственное везение, выбирая между французским «Маленьким цирком» режиссера Лорена Биго, датскими «Соседями», латвийским «Сотворением мира» и американским «Клоунским шоу Алекса, короля шутов». Кто-то выбирает, ориентируясь на возраст ребенка (в программе аккуратно помечены рекомендации – от 3 до 12 лет), кто-то ориентируется на жанр представления: цирк, куклы, оперетта, танец, драма. Но большинство предпочитают известные имена-бренды.

Самым статусным участником «Большой перемены» этого года стал Санкт-Петербургский МДТ, привезший в столицу свой спектакль-долгожитель «Муму», больше двадцати лет не сходящий с афиш, и недавнюю постановку Григория Дитятковского «Снежная королева».

В МДТ уверяют, что на «Муму» выросло уже несколько поколений зрителей. Вначале приходили со своими детьми, потом с внуками. Несколько лет назад Петербург был встревожен информацией о том, что потерялась исполнительница заглавной роли. Благодаря усилиям прессы талантливая хвостатая артистка (кстати, не первая исполнительница Муму) была найдена. В этом году впервые в Москве роль Герасима сыграл премьер МДТ Петр Семак. Как пошутил сам артист, «в течение двух десятилетий я играл в «Муму» четвертого мужика и вот вырос до Герасима».

«Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца в постановке Григория Дитятковского в Москву приехала впервые. Режиссер очень бережно обошелся с текстом Шварца, не боясь длиннот и повторов, обстоятельных бесед и прямых назиданий. Сценограф Николай Слободяник выстроил легко трансформирующуюся среду, в которой лестница-стремянка может стать и стволом дерева, и санями-троном Снежной королевы (Анджелика Неволина), а черные печки – превратиться в зимний лес. На фоне вибрирующего белого задника сказочно рельефны силуэты актеров, особенно хорош приветственный танец Ворона Карла (Михаил Самочко) и Вороны Клары (Ирина Барвинская). Все театральные чудеса выполняются молчаливыми черными фигурами слуг просцениума в черных париках и камзолах, которые умеют воспроизвести и скрип ступенек, и бульканье закипающего чайника… И даже цветение роз: три пары рук в белых перчатках чуть дрожат под музыку, и в такт им движутся руки смешливой солнечной Герды (Дарья Румянцева).

Эстафету у МДТ подхватывают детские спектакли РАМТа – в программу «Большой перемены» включены две осенние премьеры, поставленные на малой сцене выпускниками Мастерской Сергея Женовача.

"