Posted 2 ноября 2006,, 21:00

Published 2 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов: «Вся жизнь – впереди!»

Руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов: «Вся жизнь – впереди!»

2 ноября 2006, 21:00
ВИА «Самоцветы» заявил о себе в 71-м. И сразу же завоевал любовь миллионов поклонников. Секреты популярности у руководителя ансамбля Юрия Маликова узнавала наш корреспондент Веста Боровикова.

– Вы помните момент, когда «Самоцветы» стали знаменитыми?

– Прекрасно помню. Это началось с программы «С добрым утром!» 8 августа 1971 года. Никогда никому в этой программе не давали спеть две песни. А нам разрешили. И второй песней мы спели «Тундру».

– Эра ВИА в СССР началась, кажется, с «Голубых гитар»?

– Они были не «Голубые», а «Поющие». Эра ВИА началась с песни Юрия Антонова «Для меня нет тебя прекрасней». Услышав ее, молодые люди в СССР начали брать в руки гитары. Эта песня написана сорок лет тому назад, и Юрия Михайловича я считаю основоположником вокально-инструментального жанра. Он написал эту легендарную вещь, когда работал в «Поющих гитарах». Потом появились «Веселые ребята» и «Песняры», которые стали явлением. У них была огромная популярность.

– Не страшно было собирать новую группу, имея таких конкурентов?

– Я нашел ту маленькую нишу, которая была не заполнена. Эти ансамбли исполняли мелодии известных европейских шлягеров, накладывая на них русский текст. Первый коллектив, который начал брать мелодии у наших композиторов, были «Песняры». Но у них были белорусские тексты.

– Неужели никто из ВИА не пел тогда песен отечественных композиторов на русском языке?

– Нет. Это делали сольные певцы. Ободзинский, Магомаев, Кобзон. Ансамблей, которые бы исполняли традиционные советские песни, но в современной обработке, не было. И я почему-то решил, что у меня это может получиться. Мы познакомились с композитором Марком Фрадкиным, который написал огромное количество всенародно любимых песен. Достаточно вспомнить «Издалека долго течет река Волга...».

2005 год. Юрий Маликов на юбилейном вечере сына Дмитрия.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ

– Я думала, она народная.

– Она и стала народной. Но написал ее Фрадкин. И он нам предложил «Увезу тебя я в тундру» на стихи Михаила Пляцковского. И сказал: «Я думал, что ее будет петь Краснознаменный ансамбль имени Александрова. Но, увидев вас, подумал, что вы ее сможете сделать так, как нужно». И когда мы стали петь строчку «Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем», я понял, что мы нашли название для ансамбля.

– А до этого вы без названия выступали?

– Да. Мы скромно назывались: «ВИА под руководством Юрия Маликова».

– Где вы учились эстрадной музыке?

– Нигде. В семидесятом году в СССР не было ни одного учебного заведения, где бы человек мог учиться эстрадной музыке! Классической – да. Народной – пожалуйста. А изучать джазовые аккорды можно было только у мастеров, потихоньку.

– А ведь вы серьезно занимались джазом. Почему изменили направление творческого пути?

– Потому что ситуация с джазом была тупиковой. Он был не востребован. Я пытался сделать инструментальный ансамбль, который играл джаз. Но публика нас воспринимала тяжело. Хотя я делал это с выдающимися музыкантами – Игорем Брилем, народным артистом, Львом Оганезовым, Михаилом Банком, народным артистом, дирижером Большого, Александром Тартаковским, который позднее создал «Акварели», и совершенно феноменальным солистом Симоном Каганом. И все равно публика была сдержанна. А на концертах ВИА зрители просто сходили с ума. И мне так захотелось сделать нечто такое, что могло бы привлечь зрителя…

– Песня «Тундра» – ваш талисман. А почему вы отказались от «Дроздов», которая стала визиткой «Песняров»?

– Потому что я уезжал в тот день на гастроли, когда Шаинский ее написал. А он понимал, что написал хит, и не мог ждать, пока я вернусь с гастролей. Он мне позвонил, сказал, что сочинил великую вещь, и потребовал, чтобы я отменил гастроли и начал ее писать послезавтра. А меня назавтра ждали Дворцы спорта во многих городах. Как я мог отменить гастроли ради песни? Мы же работали в государственном учреждении – «Москонцерте»!!! Я просил его подождать. Он не хотел. Он спросил меня, кто может ее записать, кроме нас. Я сказал, что лучше «Песняров» это никто не сделает. Через месяц я услышал по радио «Вы слыхали, как поют дрозды?» – она была гениально записана «Песнярами».

– Не жалеете, что не отменили гастроли?

– Нет. Я счастлив, что ее записал Борткевич. Потому что он записал ее проникновенно.

2006 год. С дочкой Инной.
Фото: ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

– Еще одна история. Говорят, вам трудно было уговорить Туликова на вашу аранжировку «Не повторяется такое никогда».

– Да. Серафима Сергеевича заставила согласиться с нашей аранжировкой его дочка. И Миша Пляцковский. Туликов же сам хотел другое что-то. Не понимал, что держит в руках золотое яичко.

– А он хотел что-то державное?

– Да. А мы пели проникновенно. Он слышать этого не мог. Чуть ноты не порвал. Убежал. Потом ноты нам вернул Миша Пляцковский. И сказал, что Туликов согласен. А спел бы эту песню кто-то другой – и прошла бы она незамеченной. Или та же «Не надо печалиться» Алексея Экимяна. Ведь он был генералом милиции, консерваторий не заканчивал, а мелодии сочинял такие пронзительные, просто для души. И нашел же эту фразу с Рождественским. А мы ее правильно аранжировали. Как Глинка говорил: «Мелодию создает народ, я ее правильно аранжирую».

– Проникновенность в песнях сейчас – дефицит.

– Потому что у нас были Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов. А сейчас очень сложно встретить искренность. У Земфиры я ее вижу. Дима Билан и «Тату» – тоже талантливые ребята. В них тоже есть искра Божия. Или вот песня «Проститься» «Умы Турман»… Тоже что-то есть, трогательность какая-то. Но этого так мало на огромную страну! Ведь раньше как было – композитор мучил поэта, пока не находил идеального совпадения мелодии и слова. «Поле, русское поле...». Спойте вместо этих слов «небо», и песня пропадет. А сейчас все происходит в отрыве друг от друга. Формально написана какая-то электронная музыка, формально написаны подтекстовки, формально исполнено и формально сведено. В результате рождается очень технологичное, современное и бездушное произведение.

– Может быть, поэтому вы даете вашей дочке в вашем новом музыкальном проекте «New Самоцветы» петь ваши старые, немного забытые песни? Я слышала, что дочь одного из участников «Песняров» Валерия Дайнеки – Яна – тоже участвует в «New Самоцветы»…

– Да. В этом проекте наши дочки поют и два талантливых юноши. Призер «Фабрики» Миша Веселов и солист мюзиклов «Нотр-Дам» и «Ромео и Джульетта» Саша Постоленко. Я вам сейчас поставлю послушать песню, которую они час тому назад закончили писать. Вы видите, как много у нас дел, так что не надо печалиться. Вся жизнь – впереди!

Что значат для вас «Самоцветы»

Сергей БЕЛИКОВ, певец:
– Мы много работали для студентов 70–80-х годов на стройках, в воинских частях, ездили по всей стране и за рубеж. Популярность была такая, что к десяти-двенадцати концертам, которые шли в данном городе, приходилось добавлять еще три-четыре уже в момент приезда, и билеты расходились мгновенно. При всем уважении к ансамблю «Песняры» «Самоцветы», на мой взгляд, обладали большей теплотой исполнения. Эта теплота была и внутри коллектива, несмотря на то, что коллектив был большой – одних только вокалистов было больше десяти человек. И я всегда вспоминаю о времени работы с ансамблем с любовью и рад, что мой голос был стержневым в звучании «Самоцветов».

Олег ИВАНОВ, композитор:
– «Самоцветы» проверены временем и народной любовью. Они входят в тройку лучших ВИА страны. Причина такого успеха – в личности лидера ансамбля, который создал этот коллектив и подбирал репертуар. Юрий Федорович создал звучание «ансамбля», которое ни с кем невозможно спутать. Это лирика, душевность, поэтизм и романтичность, высокая культура инструментального сопровождения и вокала. Недаром в ансамбле многие годы работали выдающиеся исполнители, которые впоследствии, начав сольную карьеру, всегда вспоминают об ансамбле с теплотой и благодарностью. Я счастлив, что благодаря «Самоцветам» стали всенародно известны мои песни «Горлица» и «Горький мед».

Анастасия ВОЛОЧКОВА, балерина:
– «Самоцветы» связаны для меня с самым дорогим. Юрий Федорович Маликов с его прекрасной душой не просто объединитель, но и создатель такого красивого явления в нашей музыке. Их песни звучат в сердце каждого человека, кто имел счастье их слушать. Я всегда с удовольствием слушаю прекрасные голоса со сборника «Самоцветов», чтобы поднять себе настроение.

Валерий СЮТКИН, певец:
– Вначале я хочу высказать большое уважение лично Юрию Федоровичу Маликову, с которым мы не один год знакомы. Он очень интеллигентный, образованный и добрый человек. Это самое главное. А теперь о «Самоцветах». В начале 70-х годов я под влиянием «Битлз» взялся за гитару и всерьез увлекся музыкой. В это же время «Самоцветы», как более старшие ребята, уже выступали на большой сцене. Кое-что мне не нравилось, как например, одинаковые костюмы, расшитые какими-то русскими народными узорами. Но нельзя было не отметить, что играли они на тот момент значительно лучше, чем мы, начинающие. И хотя мне жанр ВИА не так близок, как музыка 60-х годов, я думаю, что «Самоцветы» являлись настоящими законодателями мод в своем жанре. Их отличительной чертой было то, что, помимо шлягеров любовного назначения, они легко справлялись с социальной темой. Например, «Мой адрес – Советский Союз», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру», которые достойно звучат и до сих пор. Фирменный знак «Самоцветов» – это такой групповой унисон, которого я не люблю нигде, кроме их музыки. Они всегда пели одновременно впятером. Я знаю, что у них сейчас есть молодежная линия «Самоцветов». Это отлично, когда бренд процветает, находит новых поклонников. Мне приятно передать Юрию Федоровичу привет и пожелание улыбки, которая всегда есть в творчестве «Самоцветов», и здоровья, которое бы не отвлекало их от решения творческих задач.

"