Posted 2 октября 2013,, 20:00

Published 2 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:35

Updated 8 марта, 04:35

Позолоти ножку

Позолоти ножку

2 октября 2013, 20:00
В отдельном выставочном корпусе Исторического музея открылась гастрольная выставка «Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды». На ней показаны античные сокровища – вазы, ритоны, латы и конские украшения, с которыми хоронили древних вождей. Экспозиция очень напоминает «выставку достижений народного хозяйства»: тол

Болгарии повезло в том плане, что во времена процветания Древней Греции она, как и нынешняя Россия, находилась на символической границе между Западом и Востоком. Фракия – а именно так называли греки эти земли – представлялась последним форпостом цивилизации. Дальше шли страшные скифы и прочие дикие племена. Впрочем, и те народы, что населяли Фракию (меды, бессы, безалты и самые могущественные одриссы) особого доверия не внушали. Они, по мнению рафинированных эллинов, были слишком воинственны, носили звериные шкуры, впадали в экстаз от чрезмерно выпитого вина (считалось, что винный бог Дионисий происходит именно отсюда) и не считали женщин за людей, воспринимая их исключительно как поставщиц новых воинов и обслуживающий персонал.

У фракийцев, при всей их близости к грекам, были две утрированно «восточные» черты. Они страшно любили роскошь драгоценных металлов и верили в бессмертие своих вождей (по крайней мере в это верили сами вожди). Правитель или полководец представал в другом мире не «гол как сокол», а во всем блеске, достойном его статуса. Именно поэтому земли нынешней Болгарии просто переполнены золотыми кладами. Они сопровождали захоронения фракийской аристократии. К слову сказать, первый и самый древний фракийский клад был обнаружен сравнительно недавно – в 1924 году, когда два брата-крестьянина раскопали на своем винограднике блюда и чаши гомеровского времени. После этого разыскивание кладов превратилось в национальное развлечение, и нынче у каждой крестьянской семьи обязательно имеется металлоискатель.

Устроители выставки в Историческом без ложной скромности заявляют, что вывезли в Москву все самое лучшее и ценное. В это можно поверить, тем более что проект отправится в европейский вояж (его ждут в Лувре). Для болгар фракийское золото превратилось в такую же экспортную диковину, как для нас яйца Фаберже или революционный авангард. Выставок уже было бесчисленное множество. Но всякий раз они поражают воображение. Тем более что за долгую практику болгарские кураторы научились «подавать» золотые чаши и блюда в самом лучшем виде. Например, знаменитые кувшины в виде женских голов и блюдо с негритянскими масками из клада Панагюриште парят в воздухе так, что их можно рассмотреть со всех сторон, включая днище. Роскошные накладки на конскую упряжь (пластинки с рельефами, среди которых есть даже откровенно эротическая сцена) показаны на прозрачном конском силуэте именно так, как они располагались в реальности. Наконец, замечательно выставлено воинское облачение, обожаемое фракийцами. Когда видишь фигуру с женским лицом, украшенную змеиным и львиным орнаментом, с трудом веришь, будто перед тобой всего лишь защитная накладка на ногу воина (такие нынче накладывают футболисты) – она даст фору любому египетскому саркофагу.

Еще одной загадкой и чудом экспозиции является участие в ней фонда «Фракия» со своими экспонатами мирового уровня. Интрига в том, что, как и в России, в Болгарии все археологические находки принадлежат государству. А тут вполне частное учреждение открыто выставляет клады и национальные сокровища. Есть два объяснения этому феномену: во-первых, «Фракия» покупает вещи на аукционах и у наследников, а не раскапывает их, во-вторых, на нее работает целый штат экспертов и реставраторов. То есть, по сути, государство согласилось на участие частников в сохранении и приумножении богатств. Лучше уж свои предприниматели, действующие открыто, чем «черные копатели», сплавляющие ценности за рубеж.

"