Posted 2 октября 2006,, 20:00

Published 2 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:56

Updated 8 марта, 08:56

Ай да сукины дети!

Ай да сукины дети!

2 октября 2006, 20:00
К 20-летию публикации «Тайных записок Пушкина 1836–1837 годов» в парижском театре du Marais состоялась премьера спектакля по мотивам скандальной и откровенной рукописи, авторство которой некогда пытались приписать поэту. Пушкин во Франции не так «раскручен», как Достоевский или Булгаков, чей роман «Жизнь господина де М

«Тайные записки» вышли в 1986 году в США и на сегодняшний день выдержали более 30 изданий на разных языках. Столь живой интерес связан с тем, что глянцевый, неприкасаемый до той поры Пушкин 20 лет назад предстал перед читателем в шокирующей наготе своих страстей. Согласно литературной легенде эта рукопись – утерянная часть дневника поэта, который он вел на французском языке с 1836 года до момента дуэли с Дантесом в 1937 году. Нашлись «Записки» совершенно случайно: будущий издатель Михаил Армалинский якобы получил рукопись от простого советского пенсионера-книголюба Николая Павловича. А потом благополучно переправил ее в США. Несмотря на то, что сам Армалинский никогда и не настаивал на подлинности «Записок», эта литературная мистификация – «рукопись, найденная в бутылке», получив солидный пинок от советских литературных критиков, с успехом продолжает шествовать по миру. Слишком уж велик соблазн увидеть солнце русской поэзии «без штанов».

Интимные монологи от лица Пушкина разыграл актер театра и кино Мануэль Бланк, известный российскому зрителю по фильму Люка Бессона «Выход». Именно ему пришла в голову идея инсценировать «Записки». По словам актера, несколько лет назад он буквально «заболел» этим текстом, хотя и не верил, что дневник принадлежит перу самого Пушкина. Бланк разглядел в рукописи истинно русский характер, который с помощью режиссера Стефана Геран-Тилье и попытался рельефно показать французской публике.

Однако от русского характера в адаптированном для сцены варианте «Записок» мало что осталось. Размышления о жизни, трагедии семьи, любви, о природе страсти и греха – все то, ради чего, может, и стоит открыть книгу, вычистили, как начинку из пирожка. Оставив публике хорошо поджаренное тесто. Разрываемого демонами сладострастия Пушкина в данном случае легко можно было заменить любым персонажем, но тогда вряд ли театру du Marais удалось бы собрать полный зал даже на премьеру.

В спектакль вошли наиболее яркие эротические эпизоды «Записок». Пикантные сцены Бланк изображал, стоя за установленным на сцене огромным поляризационным стеклом. С одной стороны, как бы прячась от жадных взглядов, замыкаясь в своих сладостных ощущениях, а с другой – позволяя публике рассмотреть свое грешное нутро под увеличительным стеклом, как рассматривают в микроскоп движение амебы. Под занавес спектакля Бланк от лица Пушкина пытался заманить в укромное место и овладеть инкогнито очередной незнакомой женщиной. Так актер и скрылся за кулисами, предоставив зрителям возможность самим размышлять: зачем же все-таки Пушкин стрелялся с Дантесом?

"